Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!

20 апреля 2017

Дата: 20 апреля 2017 в 10:06

МАТЕРИАЛЫ

для информационно-пропагандистских групп

(апрель 2017 г.)

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ –

КЛЮЧЕВОЙ ПРИНЦИП БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Материал подготовлен Информационно-аналитическим центром

при Администрации Президента Республики Беларусь

на основе информации

Министерства архитектуры и строительства,

Министерства жилищно-коммунального хозяйства,

Министерства здравоохранения,

Министерства образования,

Министерства транспорта и коммуникаций,

Министерства труда и социальной защиты,

Министерства экономики

Республика Беларусь – социальное государство, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих населению достойную жизнь и свободное развитие. Гражданам гарантированы права на труд, охрану здоровья, получение образования, государственную поддержку семей с детьми и других нуждающихся в помощи и др.

”Беларусь выстроила ту модель национального развития, которая максимально отвечает потребностям белорусского народа, имеет эффективно функционирующие институты, оптимальную экономическую систему и сильный уровень социальной защиты населения. Мы по праву гордимся достигнутыми результатами“, – заявил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

В основе политики государства лежит принцип социальной справедливости, который проявляется в:

  • признании человека, его прав и свобод высшей ценностью, равенстве всех перед законом;
  • обеспечении основополагающих условий жизнедеятельности граждан;
  • вознаграждении за труд в соответствии с его количеством, качеством и имеющимися экономическими возможностями;
  • социальной защите детей, стариков, инвалидов, малообеспеченных.

Глава государства подчеркнул, что ”справедливость должна быть положена в основу всех человеческих взаимоотношений.
И государства с человеком в том числе“.

Ключевой целью политики белорусского государства является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности собственным трудом и предприимчивостью обеспечить достойное благосостояние себе и своей семье. На это направлены государственные меры по обеспечению максимально полной занятости населения.

В области содействия занятости населения государство гарантирует гражданам права на выбор профессии, рода занятий и работы, охрану труда, в том числе здоровые и безопасные условия труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или отказа в приеме на работу, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой.

Несмотря на переживаемые экономические трудности,
в Республике Беларусь продолжает поддерживаться высокий уровень занятости при невысоком проценте незанятого населения. Показатель регистрируемой безработицы в нашей стране на конец февраля 2017 г. составил 1% от экономически активного населения. Для сравнения, уровень официальной безработицы в 2016 году был:
в России – 1,2%, Молдове – 2%, Кыргызстане – 2,2% и Таджикистане –2,4%.

Важным инструментом регулирования рынка труда выступает Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы. Программа предусматривает комплекс мер по содействию в трудоустройстве, открытии собственного бизнеса, профобучению, поддержке
в переселении безработных и членов их семей на новое место жительства и работы, социальные выплаты безработным и др.

Функционирует Общереспубликанский банк вакансий в разрезе регионов и отдельных административно-территориальных единиц. На начало апреля текущего года в банке содержалось 47,6 тыс. вакансий.

В Житковичском районе также существует банк вакансий. По состоянию на 1.04.2017 года насчитывается 135 вакансий в различных сферах деятельности.

Особое внимание уделяется созданию рабочих мест, в том числе на новых предприятиях и производствах. Установленные задания на 2016 год по трудоустройству граждан на вновь созданные рабочие места выполнены.

Справочно.

При запланированных в 2016 году 50 тысячах было создано 71,4 тыс. рабочих мест.

В 2017 году работа в этом направлении будет продолжена – планируется ввести еще 70 тыс. новых рабочих мест.

Дополнительные гарантии занятости предоставляются молодым людям в возрасте до 21 года, впервые ищущим работу, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, родителям в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающим детей-инвалидов, инвалидам, лицам предпенсионного возраста, ветеранам боевых действий на территории других государств, эвакуированным и отселенным из зон эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения и др. Для трудоустройства таких граждан нанимателям устанавливаются задания по бронированию рабочих мест. Например, на 2017 год для приема на работу лиц, имеющих дополнительные гарантии, забронировано более 21 тыс. рабочих мест.

В настоящее время по поручению Президента Республики Беларусь на местах актуализируются списки трудоспособных неработающих граждан. Специальные комиссии по трудоустройству, которые созданы при местных исполнительных и распорядительных органах, оказывают содействие обращающимся гражданам в подборе работы, осуществляя координацию заинтересованных органов и структур. Реализация данных мер направлена на обеспечение максимально полной занятости как лиц, ищущих работу, так и тех, кто уклоняется от нее.

Во время рабочих поездок в Гродненскую и Могилевскую области в марте 2017 г. Президент Республики Беларусь отметил, что ”государству необходимо помочь людям с поиском работы, предложив им возможность заработка… Необходимо продолжить создание новых рабочих мест на действующих и вводимых в строй предприятиях, если есть надобность – обучать людей новым специальностям“. А.Г.Лукашенко потребовал не увольнять людей без согласования с местными органами власти. ”Нельзя в трудное время выбрасывать людей на улицу. Это неправильно. Пусть это не рыночно, но пока мы будем действовать подобным образом“.

Для усиления материальной поддержки безработных в настоящее время прорабатывается введение страхового пособия по безработице, размер которого будет увязан с предыдущим заработком. Это позволит значительно увеличить размер пособия для лиц, потерявших работу, по сравнению с существующим.

Ключевым вектором политики нашего государства традиционно выступает обеспечение доступности населению образования, здравоохранения, услуг ЖКХ, общественного транспорта и других социально значимых услуг. С целью практической реализации установленных законодательством гарантий в области оказания социальных услуг принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 724 ”О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики“. Их выполнение находится на постоянном контроле государства.

Для обеспечения комплексности в решении задач доступности социально значимых услуг и оказании гражданам поддержки в Беларуси на постоянной основе реализуется ряд государственных программ: ”Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь“ на 2016–2020 годы,  ”Комфортное жилье и благоприятная среда“ и ”Строительство жилья“ на 2016–2020 годы, ”Образование и молодежная политика“ на 2016–2020 годы, государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2016–2020 годы, ”Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов“
на 2016–2020 годы, государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2020 года и др.

В нашей стране первостепенное внимание уделяется развитию системы образования. В Беларуси функционируют свыше 8 тыс. учреждений образования, в которых обучаются и воспитываются около 2 млн. детей, учащихся и студентов. На финансирование этой сферы ежегодно направляется примерно 5% от ВВП, что сопоставимо
с аналогичным показателем развитых стран.

Справочно.

Затраты на содержание одного воспитанника составили:
в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, – 2 680 руб., общего среднего образования – 2 121 руб., профессионально-технического образования – 3 637 руб.

В 2016 году введено в строй 32 объекта образования,
в том числе 3 учреждения общего среднего образования
на 1 091 место, 12 учреждений дошкольного образования
на 2 670 мест, 16 жилых домов для семей, воспитывающих детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, первая очередь реконструкции спецшколы-интерната закрытого типа в г.Могилеве (пристройка со спортивным блоком, актовым залом, спальными и административными помещениями).

Беларусь является лидером среди стран СНГ по охвату населения дошкольным образованием. Охват учреждениями дошкольного образования детей в возрасте от 1 года до 6 лет составляет 75%
(2015 год – 73,5%), от 3 до 6 лет – 93,9%. Охват детей дошкольного возраста подготовкой к школе составляет 100%. Обеспеченность детей местами в учреждениях дошкольного образования достигла 97,6%.

Плата за содержание ребенка в детском саду (яслях) включает в себя только стоимость питания детей. При этом предоставляется скидка 30% для семей с двумя детьми, посещающими дошкольные учреждения, и 50% – с тремя и более детьми до 18 лет, а также для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков). Полностью освобождаются от платы родители детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и др.

Бесплатным питанием за счет средств республиканского или местных бюджетов обеспечиваются также школьники, учащиеся учреждений среднего специального образования из малообеспеченных семей, семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет,
семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы, находящиеся в социально опасном положении, и др. Для отдельных категорий предусмотрено бесплатное пользование учебниками. Обучающимся из многодетных семей плата за пользование ими снижается на 50%.

В республике функционируют 42 государственных учреждения высшего образования. Хорошо успевающим студентам выплачивается стипендия.

В 2016/2017 учебном году в вузах страны обучаются 313,2 тыс. студентов, из них 42% – за счет бюджетных средств и 58% – на платной основе. В целях социальной поддержки студентов вузов, обучающихся на платной основе, части из них предоставляются скидка в размере
20–60% от стоимости обучения, льготный кредит на получение первого высшего образования, оказывается материальная помощь. Успешно обучающиеся студенты и учащиеся могут рассчитывать
на перевод на бюджетную форму обучения.

Отдельным категориям обучающихся выплачиваются учебные, социальные, специальные, именные и персональные стипендии.

Справочно.

В настоящее время стипендию получают 91 тыс. студентов (88,9% от общего числа студентов-бюджетников дневной формы обучения), 61,8 тыс. обучающихся в учреждениях среднего специального образования  (95,1%), 11,4 тыс. обучающихся в учреждениях профессионально-технического образования (16,6%).

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании лицу, осваивающему содержание образовательных программ профессионально-технического, среднего специального или высшего образования и не получающему учебной стипендии, может быть назначена социальная стипендия, которую получают 1,6 тыс. учащихся.

Студентам и учащимся, которые находятся в тяжелом материальном положении, из бюджетов учреждений образования может оказываться материальная помощь.

В случае необеспечения местом для проживания в общежитии иногородних учащихся и студентов, получающих образование на дневной форме обучения за счет средств бюджета, осуществляется возмещение расходов по найму жилья.

С целью поддержки талантливой молодежи уже 20 лет функционирует специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.
За время существования фонда учащимся и студентам, добившимся наивысших результатов на республиканских и международных интеллектуальных состязаниях, были присуждены более 33 тыс. поощрений. Ведется Республиканский банк данных одаренной молодежи. На сегодняшний день на учете в нем состоит
около 6 тыс. человек.

Государством обеспечиваются социальные гарантии работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, – сохранение средней заработной платы по месту работы на период обучения, оплата проезда к месту учебы, командировочных, суточных, проживания и др.

Информация по Житковичскому району:

В 2016  году система образования Житковичского района представлена 42 учреждениями образования, в которых обучается 4448 учащихся и  1353 воспитанника.

На платной основе в учреждениях образования сверх базовых учебных планов открыто:

- дополнительных занятий в школах сверх учебных планов -121 группа;

- платных кружков  - 54;

- адаптационных площадок для детей раннего возраста – 5;

-1 материнская школа;

- группы по подготовке к школе – 7;

- группа выходного дня - 2.

Отделом образования, спорта и туризма продолжают приниматься необходимые меры по обеспечению «шаговой доступности» учреждений дошкольного образования. Сохранена доступность дошкольного образования для всех категорий населения. Охват детей дошкольным образованием с 3 лет  до 6 лет составил 91,9 %, в городской местности – 96,5 %, в сельской местности – 87,3 %.

Социальный стандарт обеспеченности местами в учреждениях дошкольного образования выполняется на 93,8% при нормативе 85%. Социальный стандарт охвата детей 5-летнего возраста подготовкой  к школе в районе выполняется на 100 %.

         Учреждениям образования успешно удается решать главную задачу - сохранения жизни и здоровья детей. За период 2016  года отсутствует травматизм   среди детей дошкольного возраста. Уровень заболеваемости остается стабильным и составляет 1,7 детодня.

Гимназическим образованием в районе  охвачено 336 учащихся, что составило 15 % от числа всех учащихся 5-11 классов района.

В учреждениях города Житковичи на третьей ступени общего среднего образования организовано профильное обучение. Профильным обучением охвачено 26 % учащихся 10 классов и 32 % учащихся 11 классов.  С целью привлечения выпускников в педагогическую профессию на базе гимназии г.Житковичи открыто две педагогические группы.

В Республике Беларусь сохранена бюджетная система здравоохранения, обеспечивающая доступность населению всех видов медицинской помощи. Размер государственных расходов на здравоохранение в стране составляет 4,5% ВВП (в России – менее 4%, в Казахстане – чуть более 2%), а с учетом дополнительных источников – более 5% ВВП. В среднем в год на систему здравоохранения государство выделяет около 400 руб. в расчете на одного белоруса.

Справочно.

Государственная система здравоохранения представлена
7 РНПЦ, 13 областными больницами, 120 центральными (районными) больницами, 129 диспансерами, 619 поликлиниками,
2 260 фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами.

Внедрены территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, которые определяют обязательства государства по видам, структуре, объемам и условиям предоставления бесплатной медицинской помощи всем категориям граждан и лекарственному обеспечению детей, беременных женщин, инвалидов и ветеранов.

В стране все женщины имеют доступ к дородовому и послеродовому медицинскому обслуживанию, 98,9% женщин охвачены квалифицированным родовспоможением. По индексу материнства, который ежегодно составляется международной организацией Save the Children, Беларусь входит в 25 стран (из 179), благоприятных для рождения ребенка, уверенно лидируя среди государств – участников СНГ.

В республике гарантирован льготный отпуск лекарственных средств и перевязочных материалов для граждан с определенными заболеваниями, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств. Бесплатными лекарственными средствами обеспечиваются все дети до трех лет и инвалиды. Предусмотрен бесплатный отпуск лекарственных средств пациентам с онкологическими, онкогематологическими заболеваниями, при заболевании, вызванном вирусом иммунодефицита человека, а также при трансплантации органов и тканей человека.

За последние годы в Беларуси модернизированы все звенья системы здравоохранения – от фельдшерско-акушерских пунктов до областных больниц и современных медицинских центров.

Справочно.

Только в 2016 году введены в эксплуатацию: диспансерный корпус ГУ ”Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н.Александрова“, 4-ая детская поликлиника и 40-я поликлиника в жилом районе Каменная горка г.Минска, спальный корпус ГУ ”Брестский областной центр медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями ”Тонус““, лечебный корпус № 3 хирургического стационара в г.Могилеве (третий пусковой комплекс), УЗ ”Витебская областная клиническая инфекционная больница“, трехэтажный терапевтический корпус УЗ ”Витебский областной клинический детский центр“, ГУ ”Витебский областной центр гигиены и эпидемиологии“. Проведена реконструкция здания патологоанатомического бюро в г.Минске, инфекционного отделения Брестской областной больницы, поликлиники УЗ ”Каменецкая ЦРБ“ (1-ый пусковой комплекс), пищеблока 13 ГУЗ ”Гомельская городская клиническая больница скорой медицинской помощи“, здания поликлиники УЗ ”Чечерская ЦРБ“, центральной районной больницы в г.Ветке, УЗ ”Кричевская ЦРБ“
(1-я очередь). Модернизированы поликлиники в УЗ ”Россонская ЦРБ“ и ”Сенненская ЦРБ“. Для оснащения организаций здравоохранения республиканского, областного и районного уровней закуплено медицинской техники и изделий медицинского назначения на сумму 384,6 млн. руб. 

Для улучшения оперативности принимаемых решений и повышения качества медицинской помощи в Республике Беларусь идет формирование единой системы электронного здравоохранения
с привлечением средств Всемирного банка. В рамках этой системы будут повсеместно внедрены такие сервисы, как электронный рецепт, электронные направления на различные исследования, электронная запись на прием к врачу и вызов врача на дом, электронные очереди в поликлиниках и др.

”Мы обеспечили высокий уровень образования, доступность которого у нас сопоставима с высокоразвитыми странами. По качеству образования, здравоохранения и социального капитала мы занимаем высокие места в мировых рейтингах, находясь в тридцатке развитых государств“, – подчеркнул Глава государства А.Г.Лукашенко.

Информация по Житковичскому району:

Сеть медицинских учреждений УЗ «Житковичская ЦРБ» включает центральную районную больницу и поликлинику на 412,9 посещений в смену, Туровскую ГБ, Ленинскую СУБ с амбулаторией врача общей практики, Люденевичскую, Дяковичскую, Червоненскую, Хвоенскую амбулатории врача общей практики, Житковичскую больницу сестринского ухода, 29 ФАПов и 1 фельдшерский здравпункт. Коечная мощность учреждения на конец 2016 года – 312 коек, из них 60 – сестринского ухода. Все врачебные амбулатории в районе функционируют как амбулатории врача общей практики.

Медико-демографическая ситуация в районе, как в целом по области и республике, остается сложной и характеризуется следующими показателями:

- уменьшением численности населения района;
- превышением смертности над рождаемостью и старением населения, особенно в сельской местности, что приводит к росту пациентов с хронической патологией и потребности в оказании медико-социальной помощи;
- относительно высокой заболеваемостью по основным классам болезней;
- высоким уровнем смертности мужчин в трудоспособном возрасте.

Норматив обеспеченности врачами первичного звена суммарно в целом по району выполнен – один врач на 1186 жителей. Выполнение норматива обеспеченности врачами-педиатрами  в 2016 году составило – один врач на 798 детей,  врачами-терапевтами участковыми – 1 врач на 1651 жителей, врачами  общей практики – 1 врач на 1148 жителей. 

         Норматив обеспеченности койками (9 коек на всех уровнях оказания помощи). Обеспечено  в районе 250 коек или 6,8 на 1000 жителей на районном уровне (без учета коек сестринского ухода).

         Норматив обеспеченности бригадами скорой помощи (1 бригада на 12000 жителей). Обеспечено  4,5 бригады, т.е. одна бригада на 8128 жителей.  

В 2016 году в рамках Государственной  программы  «Здоровье народа и демографическая  безопасность  Республики Беларусь на  2016 – 2020 годы» на приобретение оборудования израсходовано 73 980 руб. Приобретено  10 электрокардиографов, 4 спектрофотометра, центрифуга лабораторная, кардиологический датчик УЗИ, кардиорегистратор.

Получено оборудование по спонсорской помощи  на сумму 59 071 руб. Это 19 компьютеров, насос шприцевой, 5 единиц дозаторов  автоматических, 2 электрокардиографа, 2 кардиорегистратора; а также   в сумме 1 020 руб. для приобретения двух холодильников.

Значимым направлением социальной политики белорусского государства выступает субсидирование оказываемых населению жилищно-коммунальных услуг. Несмотря на рост их стоимости
за последние годы, плата за эти услуги для граждан остается доступной. В 2016 году жилищно-коммунальные платежи составили 7% от всех расходов семей. Для сравнения: удельный вес расходов на оплату услуг ЖКХ в общих расходах домашних хозяйств в России был 11%, Литве и Украине – около 20%, Польше – 22%. В настоящее время жители республики возмещают чуть более 60% расходов, связанных с оказанием услуг ЖКХ.

Что касается возможного повышения их стоимости до конца текущего года, то это будет зависеть от результатов экономического развития страны и динамики доходов семей. Президент Республики Беларусь отметил: ”Мы договорились: каждый год добавляем
по 5 долларов. И вот так потихоньку будем двигаться... И никакого ”шарлатанства“ здесь быть не должно и не будет“.

С целью оказания государственной помощи социально уязвимым гражданам с 1 октября 2016 г. в Беларуси введены безналичные жилищные субсидии для оплаты части жилищно-коммунальных платежей (при условии, что размер платы превышает 20% совокупного дохода городской семьи и 15% – сельской).

Справочно.

В IV квартале 2016 г. предоставлено безналичных жилищных субсидий: по выявительному принципу – 2 216 домашним хозяйствам на сумму 29 782 руб., по заявительному – 169 на сумму 5 242 руб. Больше всего субсидий предоставлено в Брестской области: по выявительному принципу – 429 домохозяйствам и по заявлениям – 39.

В I квартале 2017 г. по выявительному принципу приняты решения о предоставлении безналичных жилищных субсидий
на 3 месяца 9 858 домашним хозяйствам на сумму 207 758 руб.
По заявительному принципу по состоянию на 30 марта принято 1 285 заявлений, из них предоставлены безналичные жилищные субсидии на полгода по 628 заявлениям, отказано в предоставлении по 161 заявлению, на рассмотрении находится 174 заявления.

Субсидирование как способ сдерживания тарифов для населения  применяется и в работе общественного траспорта.

Справочно.

По итогам работы за 2016 год уровень возмещения затрат на перевозки пассажиров составил 65,1%, в том числе в г.Минске – 59,7%, в областях – 75,3%. К концу 2017 года этот показатель планируется довести до 70%.

Важным направлением государственной социальной поддержки остается оказание семьям помощи в решении жилищной проблемы в формах предоставления льготных кредитов и одноразовых субсидий.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 6 января
2012 г. № 13 ”О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений“ право на получение льготных кредитов имеют малообеспеченные граждане из числа многодетных и молодых семей, имеющие двоих несовершеннолетних детей, семей, имеющих детей-инвалидов, а также инвалидов с детства I и II групп, граждан, заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведшего к инвалидности,
с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями, граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, граждан, осуществляющих строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений
в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и
в городах-спутниках, а также военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и др.

Справочно.

В 2016 году введено в эксплуатацию 4,3 млн. кв. м жилья, в том числе с государственной поддержкой для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, –
около 1 млн. кв. м, или 23% от общего объема жилищного строительства.

В прошлом году на субсидирование жилищно-коммунальных услуг для населения и помощь нуждающимся в улучшении жилищных условий из консолидированного бюджета было выделено
2,3 млрд. руб., что составило 8,5% всех расходов бюджета.

В Республике Беларусь создана развитая система государственной поддержки семей с детьми, которая включает различные виды пособий, гарантий и льгот.

Государством выплачиваются пособия по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми во время их болезни, всего – 11 видов выплат. Пособиями охвачены
558 тыс. детей.

Справочно.

Размеры единовременных выплат составляют: при рождении первого ребенка – 10 бюджетов прожиточного минимума (1 801 руб.), второго и последующих детей – 14 бюджетов (2 521 руб.), женщинам, ставшим на учет в государственные организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, – 1 бюджет (180 руб.). Размеры ежемесячных пособий по уходу за ребенком
до 3 лет
: на первого ребенка – 35% от средней заработной платы по республике (261 руб.), на второго и последующих детей –
40%
(299 руб.), на ребенка-инвалида до 3 лет – 45% (336 руб.).

На детей-инвалидов от 3 до 18 лет, а также на детей
в возрасте до 18 лет, инфицированных ВИЧ
, ежемесячно назначаются пособия в размере 70% бюджета прожиточного минимума (126 руб.). Кроме того, выплачивается пособие
по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет – бюджет прожиточного минимума (180 руб.).

Осуществляется также единовременная выплата семьям при рождении двоих и более детей на приобретение детских вещей первой необходимости. Семьям, воспитывающим троих и более детей, малообеспеченным и иным семьям с детьми оказывается единовременная материальная помощь к началу нового учебного года. В 2016 году ее получили 58 628 семей на сумму 4,8 млн. руб.

В 2015 году существенно усилена государственная поддержка семей с двумя и более детьми. Введено дополнительное пособие
на детей от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет – 50% бюджета прожиточного минимума. Помимо этого, семьям при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей предоставляется помощь в форме безналичных денежных средств в размере 10 000 долл. США – семейный капитал. Всего на 1 марта 2017 г. открыто 33 375 депозитных счетов на сумму свыше 333,75 млн. долл. США.

В Житковичском районе принято 143 решения районного исполнительного комитета о назначении семейного капитала семьям, у которых в 2015-2016 году родился 3-ий и последующие дети.

Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 декабря 2016 г. в первом чтении принят проект Закона Республики Беларусь ”О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей“ (далее – проект Закона). Проектом Закона предусматривается усиление социальной защиты отдельных категорий семей – семей, воспитывающих детей-инвалидов, а также женщин, получающих пособие по беременности и родам в минимальном размере.

Развивается система социального обслуживания семей с детьми. Востребованными среди родителей являются социальные услуги по уходу за детьми – услуги няни, социального патроната, временного приюта, социальной передышки и др.

В докладе на пятом Всебелорусском народном собрании А.Г.Лукашенко особо подчеркнул: ”В системе ценностей белорусов семья занимает лидирующую позицию. Мы будем применять механизмы поддержки семьи. Такие, как формирование материнского капитала, оказание помощи многодетным семьям к учебному году, предоставление широкого спектра социальных услуг семьям с детьми“.

Для оказания материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям с 2001 года в Республике Беларусь функционирует система государственной адресной социальной помощи (ГАСП). На нее вправе рассчитывать любой гражданин, который по объективным обстоятельствам оказался в трудной жизненной ситуации. ”Ни один человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, не должен остаться без помощи государства“, – потребовал Президент Республики Беларусь.

Справочно.

За 2016 год ГАСП предоставлена 290,4 тыс. человек (на сумму 72,4 млн. руб.), из них: ежемесячное социальное пособие назначено 75,1 тыс. человек (15,4 млн. руб.); единовременное пособие – 44 тыс. человек (3,9 млн. руб.); социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников – 119,7 тыс. человек (27,6 млн. руб.); социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации предоставлено 24,5 тыс. человек для оплаты
32,4 тыс. средств реабилитации (7,7 млн. руб.); продуктами питания обеспечено 27,2 тыс. детей (17,9 млн. руб.).

Средний размер ГАСП в виде ежемесячного пособия составил 34,19 руб. в месяц на одного человека, единовременного – 87,61 руб.

В Житковичском районе продолжалась работа по социальной поддержке населения посредством  представления государственной адресной социальной помощи. В 2016 году общая численность получателей ГАСП составила 1982 человек, которым предоставлена помощь на сумму 553484,31 рублей.

Государство оказывает также постоянную поддержку ветеранам войн, инвалидам и лицам, пострадавшим от последствий войн. Основными формами такой помощи выступают особые условия пенсионного обеспечения, регулярное медицинское обслуживание в государственных организациях здравоохранения, санаторно-курортное лечение и оздоровление, обеспечение лекарственными средствами, техническими средствами социальной реабилитации и др.

Во всех населенных пунктах проведены обследования условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, пострадавших от последствий войн, одиноких пожилых людей, инвалидов I и II групп.

Справочно.

За 2016 год обследовано около 210 тысяч граждан указанных категорий.

В Житковичском районе в настоящее время проживает 56 ветеранов Великой Отечественной войны, 89 лиц, пострадавших от последствий войны, 779 одиноких пожилых людей.

Денежная помощь на оздоровление выплачена 59 ветеранам на общую сумму 10814,67 рублей.

В целях улучшения качества жизни инвалидов, их социальной интеграции в общество реализовываются мероприятия подпрограммы ”Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов“, ”Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц“ Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы.

Выступая на пятом Всебелорусском народном собрании, Президент Республики Беларусь заверил: Государство для народа, справедливость, защита простого человека – это то, на чем стояла и стоять будет белорусская государственность!“.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для информационно-пропагандистских групп

20 апреля 2017г.

Реализация государственной пограничной политики на территории Гомельской области

Охрана Государственной границы республики – это в высшей степени ответственная и многогранная сфера деятельности всех субъектов обеспечения национальной безопасности.

В одном из своих выступлений Президент нашей страны Александр Григорьевич Лукашенко отметил, что «безопасность государства начинается именно с Государственной границы. Все должны понимать, что пограничная безопасность не приходит сама собой, это не дар небес, а результат кропотливой повседневной работы многих структур.

Безопасность границы – дело не только людей в погонах.
В приграничье объединяются усилия пограничников, исполнительных и распорядительных органов, созданных в облисполкомах пограничных комиссий. Поэтому тезис «Государственную границу охраняет весь народ» должен быть наполнен конкретным содержанием».

Справочно:

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2007 года № 448 «О некоторых вопросах органов пограничной службы» Государственный пограничный комитет является республиканским органом государственного управления, который координирует деятельность в сфере государственной пограничной политики других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов.

Полномочия исполнительных и распорядительных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений в данной сфере определены Законом Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь».

Приобретенный опыт и анализ оперативно-служебной деятельности органов пограничной службы свидетельствует о том, что результативность охраны границы и правопорядок на территории области находятся в прямой зависимости от согласованности общих усилий и уровня взаимодействия.

Государственная граница – это сложная система, функционирование которой зависит от многих факторов как территориальных, так и политических.

В настоящее время на ситуацию, складывающуюся на белорусской границе, оказывают влияние социально-политические события, происходящие в Украине. Кроме того, имеет место рост международной напряженности, вызванный активизацией международного терроризма.

С учетом сложившихся реалий органы пограничной службы применяют к охране государственной границы адекватные меры. Приоритетным направлением деятельности является обеспечение во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления политических и экономических интересов Республики Беларусь на государственной границе и своевременное реагирование на появление новых рисков, вызовов и угроз.

Подразделения органов пограничной службы Республики Беларусь осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с принципами Государственной пограничной политики Республики Беларусь и в рамках полномочий, определенных законодательством Республики Беларусь.

На территории Гомельской области свою деятельность осуществляют Гомельская пограничная группа и Мозырский пограничный отряд.

В рамках обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и международной безопасности в 2016 году на территории Гомельской области задержано более 1 400 нарушителей законодательства о государственной границе, из них 75 нарушителей государственной границы.

За нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства задержано более 3 тысяч иностранных граждан.

Около 40 % нарушителей границы задержано на территории Гомельского района.

Справочно: Основную категорию нарушителей составили граждане Украины, России, Грузии, Молдовы, Азербайджана и Узбекистана, незаконно пересекавшие государственную границу с целью трудовой миграции, сбора дикорастущих растений, а также с хозяйственно-бытовыми целями. 

В рамках защиты экономических интересов было предотвращено 160 случаев перемещения материальных ценностей по предварительной оценке на сумму более 217 тысяч рублей (из них 70% (133 случая) - попытки незаконного перемещения товаров в пункте пропуска Новая Гута). В основном незаконно перемещались продукты питания, спиртные напитки, промышленные товары и горюче-смазочные материалы.

В сфере противодействия контрабанде и незаконному обороту наркотиков было предотвращено 14 случаев и задержано более 400 гр. наркотиков, основу которых составляли марихуана и маковая соломка (большинство попыток контрабанды наркотиков предпринимались в пунктах пропуска Новая Гута и Комарин).

В рамках противодействия контрабанде и незаконному обороту оружия и боеприпасов задержано около 100 единиц оружия и более                 300 боеприпасов (данные факты отмечались в пункте пропуска Новая Гута). В большинстве случаев предпринимались попытки незаконного перемещения гражданских видов оружия (охотничье, газовое, электрошоковое, пневматическое и травматическое).

Из незаконного оборота, в том числе и в рамках проводимого специального комплексного мероприятия «Арсенал», в населенных пунктах Лоевского, Наровлянского, Ельского и Лельчицкого районов изъято 9 единиц огнестрельного охотничьего оружия и около 130 боеприпасов (преимущественно времен Великой Отечественной войны).

В условиях складывающейся обстановки основные усилия органов пограничной службы направлены на реализацию комплекса организационных и практических мероприятий по совершенствованию системы охраны границы, инженерного оборудования рубежей, инфраструктуры пунктов пропуска, внедрению и комплексному применению современных технических средств охраны границы, пограничной авиации, работы с местным населением, автоматизации всех информационных процессов, а также тесного взаимодействия с иными субъектами обеспечения пограничной безопасности.

За счет собственных ресурсов проведена масштабная работа по оптимизации организационно-штатной структуры органов пограничной службы, что позволило увеличить плотность охраны границы, в первую очередь на границе с Украиной.

Сформированы авиационные подразделения в Гомельской пограничной группе и Мозырском пограничном отряде, организована специальная подготовка личного состава авиационных подразделений.

Значительный объем работ выполнен по инженерному обустройству инфраструктуры Государственной границы.

Местное население области также принимает активное участие в охране государственной границы. В 2016 году на территории Гомельщины выставлено более 3 тыс. нарядов с добровольными дружинами, по результатам действий которых в 2016г. задержано 12 нарушителей государственной границы.

Предотвращению правонарушений способствует своевременное информирование гражданами сотрудников пограничной службы о подозрительных фактах.

Справочно: 04.10.2016г. по информации жителя н.п.Кравцовка Гомельского района были выявлены и привлечены к административной ответственности гражданка Узбекистана и  гражданин Республики Беларусь, находившиеся в пограничной полосе без соответствующего пропуска.

13.10.2016г. благодаря жителю н.п.Новая Гута Гомельского района в н.п.Кравцовка Гомельского района был выявлен гражданин Российской Федерации, находившийся в пограничной зоне без соответствующего пропуска и осуществлявший там продажу товаров народного потребления.

Любой человек с активной гражданской позицией может обратиться по телефону горячей линии в подразделения Государственного пограничного комитета с целью предотвращения противоправных действий в приграничной зоне либо на государственной границе.

Справочно: Телефоны «горячей линии» для граждан:

управление пограничной службы: 8-0232-43-47-95;

управление пограничного контроля: 8-0232-43-42-33.

Вместе с тем, динамичное  развитие внешнеэкономических связей, открытая дружественная политика и гостеприимство белорусского народа позволяют зарубежным партнёрам и гостям нашей страны в рамках национального законодательства свободно посещать Беларусь в ходе деловых поездок и активного отдыха.

Так, Республика Беларусь в одностороннем порядке разрешила безвизовый въезд на свою территорию гражданам 80-ти иностранных государств, сроком пребывания до 5-ти суток. Также с целью создания наиболее комфортных условий при пересечении границы физическими лицами и перевозке грузов, активно проводятся мероприятия по внедрению электронных очередей, оборудованию специализированных автостоянок, модернизации пунктов пропуска через Государственную границу, а также развитие приграничной инфраструктуры.

Помимо этого, органами пограничной службы проводится последовательная работа по либерализации законодательства, определяющего порядок посещения пограничной зоны и пограничной полосы. Так, еще несколько лет назад граждане Республики Беларусь могли попасть в пограничную зону только по пропускам. Затем пропуска в пограничную зону заменила государственная пошлина, а также был определен перечень лиц, которым разрешался въезд в пограничную зону без ее уплаты, что в определенной мере упростило процедуру законного посещения пограничной зоны.

В настоящее время сделан еще один шаг навстречу гражданам в упрощении порядка въезда и пребывания в пограничной зоне. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 октября 2016 года «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» с 1 января 2017 года посещение пограничной зоны для граждан, постоянно проживающих на территории Беларуси, стало бесплатным. Теперь при посещении режимной территории необходимо всего лишь иметь с собой документ, удостоверяющий личность (паспорт или вид на жительство).

Изменения коснулись также порядка посещения пограничной зоны и пограничной полосы иностранными гражданами. Так, срок действия их пропуска в погранзону увеличится с 1 года до 2-х лет, а ставка государственной пошлины за его выдачу составляет 0,4 базовой величины (9 рублей 20 копеек). Такой же срок действия пропуска и сумма госпошлины предусмотрены для посещения пограничной полосы белорусскими гражданами

Основными задачами в 2017 году для Гомельской пограничной группы, исполнительных и распорядительных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений области являются:

- обеспечение надёжной охраны Государственной границы;

- реализация государственной пограничной политики;

- пресечение незаконного перемещения товарно-материальных ценностей через Государственную границу;

- обеспечение нормального функционирования пунктов пропуска через Государственную границу, особенно в летний период;

- обеспечение соблюдения гражданами пограничного режима и режима Государственной границы, в том числе путем проведения профилактической работы.

Войсковая часть 1242,

Гомельская пограничная группа;

Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для информационно-пропагандистских групп

20 апреля 2017г.

О ходе реализации Государственной программы  по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на                     2011 – 2015 годы и на период до 2020 года

Чернобыльская трагедия, произошедшая 26 апреля 1986г., стала крупнейшей техногенной катастрофой XX века, в результате которой в наибольшей степени пострадали Беларусь, Россия и Украина.

23% территории Республики Беларусь (46,5 тыс. км2) подверглось радиоактивному загрязнению.

Справочно:Загрязнение территории Украины составило 7% ее площади, европейской части России – 1,5%.

На этих землях в 1986 году проживало
2,2 млн. человек, находилось около 3700 населенных пунктов. Жители 479 населенных пунктов были отселены.

В Гомельской области в итоге прекратили существование 357 сельских населенных пунктов и 40 хозяйств, выведено из оборота более 216 тыс.га сельхозугодий. Радиационному загрязнению оказались подвержены 20 из 21 района  области.

         Последствия аварии для Республики Беларусь оказались столь масштабными, что их успешное преодоление было возможно только при условии системного подхода.

Основным административно-финансовым инструментом для реализации государственной политики в отношении пострадавшего населения и территорий стали государственные программы по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.

За 1991–2015гг. успешно выполнены 5 государственных чернобыльских программ.

С 2016 года началась реализация мероприятий в рамках шестой пятилетки Госпрограммы.

В ее реализации только на территории Гомельской области участвуют более 20 организаций коммунальной и республиканской подчиненности, все органы исполнительной власти.

В рамках Госпрограммы в 2016 году из республиканского бюджета в бюджет области направлено более 203 млн. деноминированных рублей.

         В структуре расходов, связанных с преодолением последствий катастрофы на ЧАЭС, в Гомельской области за пятилетку 55% средств направлено на целевые мероприятия по восстановлению и развитию пострадавших регионов, а также защитные мероприятия в сельскохозяйственном производстве, 45% выделенных средств – на социально защищенные статьи расходов (выплата льгот и компенсаций, бесплатное питание учащихся).

Выплата компенсаций и предоставление льгот. Бесплатное питание учащихся

Расходы на выплату льгот, компенсаций потерпевшему населению и обеспечение учащихся бесплатным питанием возмещаются организациям и предприятиям за счет средств республиканского бюджета.

На 01.01.2017 года только пенсии и доплаты получали 25,5 тыс. человек. Из них: 5,6 тыс. человек – инвалиды по ст.18 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», 274 человека получали досрочную пенсию по возрасту как участники ликвидации последствий катастрофы, 11,5 тыс. человек – участники ликвидации, 1,7 тыс. человек – граждане, получающие пенсию по случаю потери кормильца, 6,3 тыс. человек – отселенные граждане (эвакуированные).

        

Оздоровление

         В 2016 году оздоровлено 65 тыс. человек, в том числе 59 тыс. детей.

Средняя стоимость оздоровления одного человека составила           742 рубля.

На вышеуказанное мероприятие Госпрограммы израсходовано                   48 млн. рублей, что составило более 23% субвенций, переданных в область в рамках Госпрограммы в 2016г.

 Капитальные вложения

На блок социально-экономического развития в 2016 году направлено 53 млн. рублей (с учетом капитальных вложений, газификации, водоснабжения и благоустройства).

         За счет «чернобыльских» средств в Гомельской области были реализованы следующие мероприятия:

- реконструкция пищеблока с заменой технологического оборудования в Гомельской городской клинической больнице скорой медицинской помощи; реконструкция поликлиники при Чечерской ЦРБ; модернизация фасадов, замена сантехнических коммуникаций и систем отопления в Гомельской областной клинической больнице; ввод в эксплуатацию гинекологического отделения Ветковской ЦРБ;  

- в рамках развития сельского хозяйства введена в эксплуатацию молочно-товарная ферма в н.п.Хальч Ветковского района; реконструированы и построены помещения на МТФ в н.п.Стреличево Хойникского района, н.п.Дубовый Лог и Хорошевка Добрушского района;

- в рамках  инвестиционного проекта «Реконструкция производственного корпуса ОАО «Красный Мозырянин» завершена установка системы приточно-вытяжной вентиляции для работы автоматизированной линии по производству пастилы ускоренным способом.

Для инвалидов-чернобыльцев и специалистов, прибывших на работу в пострадавшие районы области в 2016 году, построено                                58 жилых помещений.

С целью подвоза учащихся в пострадавших районах закуплено                    5 автобусов, обновлено технологическое оборудование в школьных столовых, расположенных в зоне с правом на отселение, в учреждения здравоохранения области поставлено 16 единиц медицинского оборудования.

 Газификация, благоустройство, водоснабжение

На протяжении ряда лет выделяются средства на газификацию пострадавших от радиации населенных пунктов.

В 2016 году закончены работы по обеспечению природным газом а/г Углы и д.Шкураты Брагинского района, д.Валавск Ельского района, проведена повторная газификация в г.Наровля. Построено 25 км газопроводов, газифицировано 504 домовладения.

В рамках мероприятия Госпрограммы «Развитие водопроводных сетей и строительство сооружений водоподготовки» введены в эксплуатацию объекты: «Строительство 2-х артскважин в г.Ветке (2-й пусковой комплекс)», «Водопроводные сети в н.п.Старое Село Ветковского района», «Строительство водовода первого подъема от водозабора до станции второго подъема г.п. Корма», «Строительство 2-х артскважин и реконструкция водопровода в г.Хойники».

 Защитные мероприятия в агропромышленном комплексе

Одним из важнейших направлений Госпрограммы по-прежнему остается проведение защитных мероприятий в агропромышленном комплексе, способствующих получению нормативно «чистой» сельскохозяйственной продукции.

Справочно: Распределение средств, направленных на защитные меры в АПК в 2016г.:

                                                                                                       

Направление

2016г., млн.руб.

Минеральные удобрения

29,9

Известкование кислых почв

5,2

Прочие защитные мероприятия

2,2

ИТОГО

37,3

Основную долю в структуре распределения средств по защитным мероприятиям в агропромышленном комплексе составляют минеральные удобрения и известкование кислых почв.

         С целью недопущения производства молока с превышением республиканских допустимых уровней по содержанию «цезия-137» и «стронция-90» в частном секторе ведутся работы по созданию кормовых угодий для скота, выполняются защитные работы на пастбищах, что позволило снизить количество населенных пунктов, где регистрировались пробы с превышением республиканских допустимых уровней.

          

Дезактивация и захоронение непригодных к повторному использованию объектов

         Для улучшения санитарного состояния населенных пунктов, наведения порядка на землях, с которых отселено население, и снижения радиационной нагрузки на граждан специализированным предприятием «Полесье» на протяжении 2016г. продолжались работы по ликвидации и захоронению объектов в 16 населенных пунктах Брагинского, Ветковского и Наровлянского районов.

За указанный период было снесено и захоронено 429 объектов                 (159 производственных строений и 270 подворий) на сумму                          4 млн. рублей.

        

Комплекс работ в зонах отчуждения и отселения

Ответственными за обеспечение охранно-режимных мероприятий организациями являются: Администрация зон отселения и отчуждения (АЗОО), Полесский радиационно-экологический заповедник (ПГРЭЗ), управление внутренних дел облисполкома, райисполкомы.

         За послеаварийный период 432 тыс. га земель области были отнесены к  радиационно опасным (из них 216 тыс. га переданы Полесскому государственному радиационно-экологическому заповеднику). В настоящее время на землях отчуждения и отселения расположено 95 отселенных деревень. В соответствии с действующим законодательством  на этих территориях введены особые охранно-режимные мероприятия, чтобы обеспечить радиационную, пожарную безопасность, сохранность памятников и кладбищ внутри территорий и снижение негативного воздействия на другие территории путем предотвращения вывоза загрязненных материально-технических и природных ресурсов за пределы зоны.

На выполнение охранно-режимных мероприятий  на отселенных, а также частично для обеспечения правопорядка на прилегающих территориях задействован 131 сотрудник управления внутренних дел облисполкома, организовано 25 основных маршрутов автопатрулирования и 2 дополнительных.

В 2016 году на реализацию комплекса мер в зонах отчуждения и отселения израсходовано более 177 тыс. рублей.

Средства были направлены на благоустройство 23 гражданских кладбищ в 7 районах Гомельской области. Также отремонтированы                    6 памятников воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны, проведены работы по созданию минерализованных полос на площади 169 га, установлено 225 знаков радиационной безопасности.

Перспективы и задачи до 2020 года

         В предстоящей пятилетке с учетом приоритетной направленности Госпрограммы в содействии социально-экономическому развитию пострадавших регионов предстоит:

         - продолжить защитные мероприятия в агропромышленном комплексе;

  - завершить работы по газификации населенных пунктов;

  - снять вопросы по обеспечению населения качественной питьевой водой;

  - обеспечить служебным жильем специалистов;

  - завершить работы по сносу и захоронению пустующих строений;

  - провести комплекс мероприятий по благоустройству населенных пунктов и строительству дорог;

         - на международном уровне позиционировать Республику Беларусь как страну-эксперта в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,        а также решать другие не менее значимые задачи.

Управление по проблемам

ликвидации последствий катастрофы

на Чернобыльской АЭС облисполкома

Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.