Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!

обучение стилистическим нормам

Дата: 10 декабря 2015 в 18:21

 

 

Гуо" Вересницкая средняя школа"

    

    

    

    

 

 

 

 

 

 

В литературном языке различают следующие типы норм:

  1. К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:
    • лексические нормы;
    • грамматические нормы;
    • стилистические нормы.
  2. Специальными нормами письменной речи являются:
  3. Только к устной речи применимы:
    • нормы произношения;
    • нормы ударения;
    • интонационные нормы.

           Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и - шире - с целью и условиями общения.
     Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки. Стилистические нормы зафиксированы в толковых словарях в качестве специальных помет, комментируются в учебниках по стилистике русского языка и культуре речи.
     Стилистические ошибки состоят в нарушении стилистических норм, включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста.

  • Стилистическая окраска языковой единицы представляет собой дополнительную к лексическому значению слова, словосочетания или предложения информацию

    – о преимущественной сфере их употребления и принадлежности к той или иной форме существования русского национального языка (литературному языку, диалектам, просторечию, жаргонам);

    – об отнесенности языкового знака к функциональной разновидности литературного языка (научному, официально-деловому, публицистическому стилю, языку художественной литературы или разговорной речи);

    – об отнесенности к тому или иному временному или экспрессивному разряду языковых средств (явлениям устаревшим или современным, новым; высоким, торжественным или сниженным. Ср.: голова (литер.) - башка (прост., снижен.); глаза (литер.) - очи(книжн., устар., высокое) - орган зрения (книжн., спец.); петух (литер.) – кочет (национал.).


    Наиболее типичными стилистическими ошибками являются:
    • стилистическая неуместность (зацикливается, царский беспредел, пофигист, любовный конфликт обрисован во всей красе - в тексте сочинения, в деловом документе, в аналитической статье);
    • употребление громоздких, неудачных метафор (Пушкин и Лермонтов - два луча света в темном царстве; Этим цветам - посланникам природы - неведомо, что за буйное сердце бьется в груди под каменными плитами; Имел ли он право отрезать эту ниточку жизни, которую не сам подвесил?);
    • лексическая недостаточность (Меня до глубины волнует этот вопрос);
    • лексическая избыточность (Он их будит, чтобы они проснулись; Надо обратиться к периоду их жизни, то есть тому периоду времени, когда они жили; Пушкин - поэт с большой буквы этого слова);
    • двусмысленность (Во время того, как Обломов спал, многие готовились к его пробуждению; Единственное развлечение Обломова - Захар; Есенин, сохраняя традиции, но как-то не так любит прекрасный женский пол; Все действия и отношения между Ольгой и Обломовым были неполными).
  • В любом функциональном стиле преобладают межстилевые (стилистически нейтральные) языковые средства, так как каждый стиль реализует прежде всего общеязыковые, или межстилевые, нормы. В то же время в каждый стиль обладает и своими индивидуальными стилевыми чертами. Нормы одних стилей, например научного и разговорного, резко противопоставлены друг другу; нормы других стилей, например научного и официально-делового, имеют значительно меньше отличий.
    Таким образом, каждый функциональный стиль имеет свои стилистические (стилевые) нормы, которые варьируются в зависимости от разновидности стиля, а также устной или письменной формы его проявления.
    В то же время в выборе языковых средств существенное значение имеет фактор коммуникативной целесообразности в конкретной сфере общения, речевой ситуации с учетом целей и задач общения, содержания высказывания, его жанра и т. д.
  •  Стиль должен быть таким, чтобы использованные в нем языковые средства и их организация приводили к коммуникативному успеху.
    Нарушение стилистических норм приводит к стилистическим ошибкам, которые могут проявляться в области лексики, морфологии, синтаксиса. Стилистические ошибки состоят во включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста. При этом возникает стилистическая разноплановость, так как использованное стилистически окрашенное языковое средство оказывается в противоречии с контекстом. Однако разговорная лексика используется в публицистических статьях, очерках, репортажах, научно-популярной литературе и дискуссионных высказываниях для создания атмосферы неофициальности, доверительности. 

    Стилистическая норма регулирует отбор определенных слов, форм, предложений в зависимости от ситуаций общения и отношения говорящего или пишущего к тому, о чем он сообщает.
    Стилистическая норма касается 3 основных параметров стиля:
    1 – отбор языковых средств (т.е. какие слова и конструкции подходят для данного стиля и ??)
    2 – правил их сочетаемости между собой (обычно допустимо соединение одной стил.тональности, реже – разностильных, если это оправдано и не нарушает общ. Стиля)
    3 – соотношение межстилевых и собственностильных языковых явлений.
    Отступление от нормы, если это не диктуется необходимость решения каких-либо стил.и эстетических задач. (речевая характеристика персонажа) приводят к стилистическим ошибкам. 
  • Стилистические ошибки – это ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей, т.е. употреблением в одном стиле языковых средств, типичных для другого.


Виды стилистических ошибок:


I. Лексико-стилистические – нарушение лексических норм стиля.
II. Морфолого-стилистичесике – нарушение морфологических норм стиля
III. Синтаксико-стилистические – нарушение синтаксических норм стиля.


Наиболее часто встречающиеся ошибки:


1. Стилистически неправильное словоупотребление, в том числе неуместное употребление канцеляризмов;
2. Злоупотребление терминами в ненаучном тексте;
3. Использование просторечной и разговорной лексики в книжных текстах.


Стилистические ошибки портят речь, ухудшают впечатление о говорящем или пишущем и нередко производят комическое впечатление.

 СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение требований единства функционального стиля, неоправданное употребление эмоционально-окрашенных, стилистически маркированных средств). Данные нарушения могут состоять в неоправданном употреблении слова, но проявляются они только на уровне предложения: 1) употребление разговорно-просторечных слов в нейтральных контекстах: "Корабль наткнулся на скалу и проткнул себе брюхо"; 2) употребление книжных слов в нейтральных и сниженных контекстах: "Первым делом она достает из холодильника все компоненты супа"; 3) неоправданное употребление экспрессивно окрашенной лексики: "На американское посольство напала парочка разбойников и захватила посла"; 4) неудачные метафоры, метонимии, сравнения: "Это - вершина айсберга, на которой плывет в море проблем омская швейная фабрика".

  • . Стилистические ошибки, связанные со слабым овладением ресурсов русского языка. Например –

1.Немотивированное повторение слова и словосочетаний: «он работает и любит свою работу».
2. Плеоназные тавтологии: повтор слов одинаковых или близки х по значению: «Патриот Родины», тавтология – вариант повтора. «Лодки приближаются все ближе», «мертвый труп».
3. Речевые штампы – «очень остро поставил вопрос».

4. Использование слов-паразитов: «как бы», «как бы отправил в отставку».

5. Использование нелитературной речи.

 Стилистические ошибки обнаруживаются не до конца, если не развит язык и стилистическое чутье.

Основные виды стилистических упражнений и их место в моей работе по обучению стилистическим нормам.

·         стилистический анализ;

·         редактирование (усовершенствование написанного);

·         конструирование предложений, направляемое стилистическим заданием;

·         изложения-миниатюры со стилистическим заданием;

·         стилистические этюды.

 

  В старших классах решается задача "формирования языковой личности во всех смыслах". Изменяются формы, приемы, методы учебной работы, их соотношение. Главной становится работа с текстом - готовым, классическим, и своим, составленным самим учащимся.

Работа с текстом проходит в следующих формах:

·         лингвистический анализ текста, основанный на знаниях и умениях учащихся в различных областях родного языка и способствующий повышению их лингвистической и языковой компетенции;

·         речеведческий анализ текста, связанный с развитием речи учащихся и способствующий повышению их коммуникативной компетенции;

·         творческие упражнения на развитие языкового чутья, интерпретация текста изложения, написание своего сочинения.

Включение текста в структуру учебного процесса связано с обновлением модели урока: текст может быть использован как опорный, обеспечивающий логические связи урока, его содержание, динамику. В этом случае создается модель урока с учетом текста: "на основе текста", или "от слова к тексту", или "от готового текста к созданию своего текста". Текст в подобных моделях урока выступает средством интегрирования учебного материала и этапов учебной деятельности. В работе над текстом соединяются в единый комплекс образовательные, практические и воспитательные задачи. Диапазон приемов, связанных с использованием текста, достаточно широк, он, в первую очередь, предполагает беседу с учащимся, в основу которой могут быть положены следующие проблемные вопросы:

·         Какова центральная проблема, поставленная автором в тексте?

·         Какой вариант заголовка текста наиболее полно отражает основную мысль текста?

·         Какое высказывание верно отражает позицию автора?

·         В каком предложении текста наиболее ярко выражено отношение автора к происходящему?

·         В каких предложениях содержится характеристика героя?

·         Что остается за пределами внимания автора текста?

·         В какой фразе текста звучит сарказм (ирония и т.п.)?

·         Как можно толковать предложение №: и т.п.

Сегодня при проведении ЦТ по русскому языку для учащихся школы особую трудность представляют задания  типа В. Они не умеют находить в тексте изобразительно-выразительные средства (тропы) и стилистические фигуры речи. Происходит такое явление прежде всего от неумения производить учащимися стилистического анализа текста. Стилистический анализ текста пока еще не занял в школе должного места. Это во многом объясняется отсутствием необходимых методических рекомендаций, разработок. Поэтому наблюдения над стилистическими особенностями текста следует вести на уроках русского языка регулярно. Для этого можно использовать тексты, включенные в учебные пособия по русскому языку, тексты художественных произведений из хрестоматий по русской литературе, тексты из сборника изложений. В предлагаемых учащимся текстах следует обращать внимание на стилистические значения и окраску слов, частей речи, словосочетаний и предложений различных типов.

Стилистический анализ неразрывно связывается с работой над идейно-тематическим содержанием текста, так как выбор языковых средств всегда обусловлен коммуникативной задачей. В результате стилистического анализа ученики осознают необходимость мотивированного выбора лексических средств при построении связного высказывания.

Неотъемлемой частью на каждом уроке является словарная работа. Волнует то, что  незнакомыми становятся совсем простые слова, предложенные на ЦТ: ватрушка, кулечек, кулич, целина, цитатник и т. д. Проводя словарную работу, необходимо различать слова активной и пассивной лексики. Например, слова, которые нужно лишь объяснить, чтобы был понят смысл прочитанного, и слова, которые могут быть введены в активную речь, требуют различного подхода. Первая группа нуждается только в объяснении, вторая - в дополнительных упражнениях. Особое место в данном случае будут занимать вопросы следующего типа: Какое лексическое значение имеет слово: в этом тексте? В каком предложении все слова употреблены в прямом значении? Укажите предложение, где употребляются синонимы (антонимы). Найдите в предложении №: слово, употребленное в переносном значении. В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм? и т.п.

На уроках русского языка больше внимания  стараюсь уделять использованию и характеристике изобразительных ресурсов языка: языковых средств художественной изобразительности, фигур речи - помогающих охарактеризовать эстетическую ценность текста, наиболее важных для раскрытия темы и основной мысли высказывания, свойственных тому или иному типу речи. Традиционными на уроке должны стать задания типа:

·         В каком предложении используется метафора?

·         В каком из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности, актуализации значения того или иного слова?

·         В каких абзацах в качестве средства выразительности используется синтаксический параллелизм?

·         Какое средство выразительности является ведущим в этом тексте? и т.п.

Языковой анализ текста учащиеся смогут воспроизводить в том случае, если хорошо ознакомлены с изобразительными ресурсами. Поэтому можно предложить им как памятку в работе над текстом следующий "Краткий словарь тропов и фигур речи". При этом учащиеся должны уметь различать изобразительно-выразительные средства от стилистических фигур речи.

Краткий словарь тропов и фигур речи (язык и стиль анализируемого текста)

1.     Найди в тексте изобразительно-выразительные средства (тропы).

2.     Найди в тексте стилистические фигуры речи.

3.     Подумай, с какой целью автор использует именно эти тропы и фигуры речи.

Изобразительно выразительные средства речи (тропы)

Стилистические фигуры речи

Слова, выражения в переносном значении

Эпитет - определение (какой? (-ая, -ое, -ие) - серебряная седина. Трескучий гром, тревожная темень;

Метафора - слова и выражения по сходству или контрасту (заря жизни, каланча, бирюк, снежная каша, тугое, плотное тепло);

Местоимения - (переименовываться) - Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз. (М.Зощенко).

Олицетворение (персонификация). Троп, состоящий в перенесении признаков и свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, них знак моей читая воли. (Пушкин).

Гипербола (переувеличение) - Я не видел вас тысячу лет. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский).

Литота (переуменьшение) - мальчик с пальчик;

Ирония - о слабом, хилом человеке иронически можно сказать: "Посмотрите, каков Самсон!"

Аллегория - иносказание (хитрость воплощается в образе лисы, волк - жадность, змея - коварство), название романа Гончарова "Обрыв" - символ душевной драмы героини;

Перифраза - вечный сон, царь зверей, город на Неве;

Оксюморон - остроумно-глупое (холодным станет зной);

Сравнение - сопоставление двух явлений (он бежал быстрее, чем лошадь,

Она свежа как вешний цвет, 
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот, 
Она стройна. 
(А.С.Пушкин).

Аллитерация - повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин).

Ассонанс - созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных как стилистический прием. Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга!... (Лермонтов).

Окказиональный - (случайный). Не соответствующий общепринятому употреблению, носящий индивидуальный характер, обусловленный специфическим контекстом.

Особые синтаксические построения (предложения, текст, порядок слов предложении)

Анафора - единоначатие

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку, 
Коль ругнуть, так сгоряча, 
Коль рубнуть, так уж сплеча!
(А.К.Толстой)

Эпифора Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именнотитулярный советник.

Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений.

Шелкова ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет.

Антитеза - противопоставление ("Где стол был явств, там гроб стоит").

Градация - группа слов в предложении с усиливающим значением (Вышли в свои темные, душные, скучные комнаты).

Инверсия - особое расположение слов, нарушающий обычный порядок. (Тамара в театр пошла. Изумительный наш народ).

Эллипсис - пропуск члена предложения (Мужики - за топора).

Умолчание - намеренный обрыв высказывания (Нет: я хотел: быть может, вы: я думал, что уж барону время умереть).

Риторическое обращение (Цветы, любовь, деревья, праздность, Поля! Я предан вам душой).

Риторический вопрос Знаете ли вы украинскую ночь?

Многосоюзие И пращ, стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.

Бессоюзие Швед, русский - колет, рубит, режет.

Афористичность речи - насыщение речи афоризмами - лаконичными, отточенными по форме и выражающими обобщенную мысль изречениями.

Парцелляция Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. Потом расскажу. При встрече (Чайковский). С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский). Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился (Н.Ильина).

Хиазм - фигура речи, состоящая в обратном ("крестообразном") расположении элементов двух сочетаний, объединенных общим членом.

Пыль земляная, земляные забросы: горит ветряная мельница, мельница занялась! (А.И.Солженицын).

 

Необходимо выработать у учащихся умения и навыки находить в тексте языковые средства и определить с какой целью и зачем использованы те или иные стилистические ресурсы, чем объясняется их выбор. В зависимости от характера и способа действий учащихся с учебным материалом, можно выделить упражнения, направленные на распознавание, стилистических средств в данном языковом материале. Желательно использование "Краткого словаря тропов и фигур речи" в качестве объективных примеров стилистических норм. Очень эффективными в этом отношении являются выполнение учащимися следующих тестов:

Тест 1. Какое изобразительно-выразительное средство языка использовал автор в выделенном предложении? Укажите его в тексте.

Прищурив меткий глаз. Мальчик метнул камень и сшиб белогрудую ласточку над огородом. Дрожа от охотничьего азарта, он схватил птичку с гряды, услышал ладонями, как часто, отрывисто бьется крохотное сердце в перьях.

1.     Олицетворение.

2.     Метафора.

3.     Эпитет.

Ответ: Б Метафора (услышал ладонями).

Тест 2. Какие тропы использует автор для усиления выразительности речи? Укажите их в тексте.

Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые признаки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры, на березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются.

1.     Сравнение.

2.     Метафора.

3.     Эпитет.

4.     Аллегория.

5.     Гипербола

Ответ: А Сравнение (словно добрые призраки); В Эпитет (золотые столбы).

Тест 3. Какой троп используется чаще других?

По темному небу, покрытому тучами, точно наперегонки, бежали отдельно белесовато-серые облака. Пора подумать о возвращении на бивак. Мы переобулись и пошли обратно. Дойдя до зарослей, я остановился, чтобы в последний раз взглянуть на озерцо. Точно разъяренный зверь на привязи, оно металось в своих берегах. Сильный ветер гнал воду к устью речонки, вследствие чего она вышла из берегов и понемногу стала затоплять равнину. Мы двинулись в сторону, но протока неожиданно стала заворачивать и ушла куда-то влево. Мы решили разойтись в поисках пути.

1.     Олицетворение.

2.     Сравнение.

3.     Метафора.

Ответ: А Олицетворение (бежали отдельно белесовато-серые облака, протока неожиданно стала заворачивать и ушла куда-то влево).

Такие упражнения вырабатывают у учащихся навыки распознавания стилистических ресурсов анализируемого текста.

Методике русского языка в настоящее время известны различные виды работ по формированию стилистических норм. Особое место среди них занимает творческий диктант, который служит одновременно задачам развития речи и обучения грамматическим нормам. Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать на уроке образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине. Приведу пример творческого диктанта на вставку слов по картине К.Ф. Юона “Конец зимы. Полдень”.

К.Ф. Юон больше всего любил изображать на своих полотнах (русскую весеннюю) природу. Наступлению весны он посвятил картину “Конец зимы. Полдень”.

(Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, прозрачный, голубой, тёплый). Небо нежное, всё светится, переливается розовым, голубоватым. На картине не изображено солнце, но мы чувствуем (золотистый, солнечный) свет на (тонких, стройных, статных, белоствольных, задумчивых) берёзках, (пышных, колючих) елях, на брёвнах деревенской избы. Даже лыжники подставили лицо солнцу!В центре картины (пестрые, веселые, деловитые) куры выискивают зернышки в (талом, рыхлом) снегу. Справа красуются (островерхие, пушистые, вечнозелёные) ели. Слева (большой, бревенчатый, деревянный) дом, с его крыши сползает (огромная, белая - белая) шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в (солнечный зимний) день. Здесь на картине, снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками (розового, голубого, зелёного, бирюзового, лазоревого), как морская раковина.Вдали виднеется (большой, тёмный) лес. Там ещё царство зимы. Солнце не проникает в чащу, поэтому снег (белый - белый), как мел. Путем контраста Юон подчеркнул нежность и красоту снега на переднем плане картины.Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создает (весеннее, праздничное) настроение. Художник хорошо показал конец (долгой, суровой) зимы.

Школьникам можно предложить написать сочинение - описание природы по другой  картине. После такой подготовки сочинения учащихся отличаются богатством содержания, образностью и выразительностью.

Ученикам можно предложить  ситуативные задания, которые позволяют включить каждого самостоятельную творческую деятельность, сугубо индивидуальную и имеющую множество вариантов решения задач, что, на мой взгляд, является необходимым стимулирующим фактором при обучении речи.

Приведу примеры такого рода заданий.

  1. Используя фотографии, постарайтесь воссоздать атмосферу события, отраженного на снимке, оцените поведение участников данной обстановке.
  2. Проанализируйте событие истекшего дня (нескольких дней). Что вас особенно заинтересовало, заставило задуматься?
  3. Представьте понятие “дневник”, сделайте дневниковые записи по своим наблюдениям.
  4. Прочитайте письма Д. С. Лихачёва, адресованные молодёжи. Что заинтересовало вас? О чём хотели бы спросить автора писем? Оформите свои размышления и вопросы в форме письма Лихачёву.
  5. Прочитайте статью “О культуре спора” Л. К. Граудиной. Составьте конспект или тезисы статьи.

Я стараюсь как можно чаще использовать на своих уроках нестандартные задания, нестандартный раздаточный материал и наглядность. Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует искать творчески.

  1. «Лексические» рисунки. Учащиеся 6 класса получают задание нарисовать к словам иллюстрации так, если бы они поняли значение данных слов буквально. Такие получаются рисунки: прислонился – изображен мальчик рядом со слоном; нахлебница – нарисована муха на хлебе; наследник – человек, оставивший после себя следы; грабитель – нарисован человек, убирающий граблями сено и др. Детям очень нравятся подобные задания, при выполнении проявляется их фантазия и творчество. А учитель с помощью такого задания вводит понятие “омонимичные корни”. В дальнейшем эти рисунки можно использовать при создании проблемной ситуации в другом классе. Например, показать учащимся рисунки и сказать: “Иностранный художник нарисовал к словам такие иллюстрации. Что он не понял или не знал? Почему все перепутал?”. Похожее задание даю при изучении фразеологизмов.
  2. Игра “Лесное радио сообщает”

Представьте себе, что однажды в лесу поднялся ветер, сорвал листочки с лесной доски объявлений и занес к нам в класс. У вас есть возможность озвучить их. Сделайте это, подражая голосом лесным обитателям, чтобы слушателям были понятны настроение, характер персонажей-авторов объявлений. А мы все вместе попробуем отгадать: кто это?

3.Отгадайте лингвистические загадки (Раздаются на парты).

1. Вот слово. Для решенья в нем отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке. (Ключ) 2. В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают (Шашки).)4. Каким словом называют и животное, и военный корабль? (Броненосец) 5. Каким словом называют и птицу, и шест у колодца? (Журавль) 6. Каким ключом замок не откроешь? (Родником.) 8. Какой пар не поднимается в воздух? (Пашня, оставленная без посева) 9. Какой бор не имеет листвы? (Химический элемент) 10. Какую строчку нельзя прочесть? (Прошитую на машинке.)

4.Переведите  перевертыши, взятые из журнала “Игра” и газеты “Поле чудес

  • Улетело счастье – закрывай окна. (Пришла беда – открывай ворота)
  • Легки вы, кеды Чингисхана!.(Тяжела ты, шапка Мономаха!)
  • Кредит дармовщиной бел. (Долг платежом красен)
  • Мойша добрый рожает чужую дочь. (Иван Грозный убивает своего сына)
  • Ненависть до последнего вздоха.(Любовь с первого взгляда)
  • Вы – боевые звери, и ваша телега едет в главном кювете. (Мы – мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути)
  • Громче, кошки, – пес в подвале! (Тише, мыши, – кот на крыше!)
  • Полрояля перед дверью радостно заткнулись. (Две гитары за стеной жалобно запели)
  • Ничтожное, бессильное, лживое и рабское австралийское ухо! (О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык)
  1. Работа со словарями.  Какой из приведённых в скобках синонимов необходимо использовать в контексте? В работе желательно обращение к толковым словарям.

1.     Детворе так понравились штучки учёного пуделя, что все дружно (захлопали, зааплодировали).

2.     В едином порыве зал (захлопал, зааплодировал).

3.     Ещё один искусственный спутник (вертится, крутится, вращается) вокруг Земли.

4.     Дрова были уложены в печке так умело, что достаточно было одной спички, чтобы все сразу (воспламенилось, загорелось).

5.     Никакие (доводы, аргументы), приводимые родителями, не убедили меня в необходимости этой поездки.

6.     Из-за ремонта самый большой кинотеатр города не (функционировать, действовать).

7.     Очень беспокоюсь: за это период времени от тебя (поступить, прийти) только одно письмо.

8.     Это мой старый адрес, два года я уже (проживать, жить) в другом месте.

7.Определите характер грамматической ошибки.

            1. Произведя ряд расчетов, задача была решена. (построение предл. с ДО)

            2. Владельцам вишневого сада грозит разорительство. (ошибочное словообразование)

            3. Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство невольно представилось мне русским княжеством. (построение предл. с ДО)

            4. Я очень сожалею за случившееся. (неправильный выбор падежной формы)

            5. Наша группа была сплоченная, дружна. (одновременное употребление полной и краткой ф. прил.)

            6. Новая бухгалтерша приступит к работе с понедельника. (ошибочное словообразование)

            7. Мы подготовили около двухста специалистов, но только третья часть из них сдала экзамены.  ошибочное словообразование)

            8. Некоторые люди, особенно с нашего поколения, не воспринимают современной музыки. (неправильный выбор падежной формы)

            9. Перед праздником магазин проводит распродажу чулок и носок. (ошибочное словообразование)

   10. Я себя чувствую себя более скромнее телевизионным ведущим, нежели музыкантом. (ошибочное словообразование)

   11. Не все хотят оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению. (неправильный выбор падежной формы)

   12. Она взяла его под руку и сказала, что вы лучший из людей, которых я знала в жизни. (смешение прямой и косвенной речи)

   13. Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком. (ошибочное словообразование)

 

 Исправьте ошибки: пример  успехов ученых; описывать  детство; возглавить движение; верность  мужу; озабочен  здоровьем детей; кануть в лету; взаимное уважение; коснуться  темы любви; он похож на сестру; указать на недостатки; посвятить жизнь во благо родины; сформулировать тему; выразить свою мысль; завоевать звание чемпиона; должность заведующего кафедрой, познакомиться с аборигенами, задержаться ввиду плохой погоды, нанести вред.

 

 Определите  вид ошибки (речевая или грамматическая).

   1.К концу жизни мировоззрения поэта изменились. (грамматическая)

2.Он понимает о необходимости помочь народу. (грамматическая)

   3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина. (грамматическая)

   4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах. (речевая)

   5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты. (речевая)

   6. Для документов необходимо фотографироваться анфас. (грамматическая)

   7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме. (речевая)

   8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные. (грамматическая)                                                                                                                                                        

   9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась. (грамматическая)

   10.Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр. (речевая)

   11.Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее. (речевая)

   12.Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна. (грамматическая)

   13.Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно. (речевая)

            14.Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.(грамматическая)

            15.Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен. (речевая)

            16.Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело. (речевая)

            17.В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. (речевая)

 

1.С каким языковым явлением можно соотнести то, что изображено на ней? ….

2.На рисунке изображены одними и теми же линиями две женщины:

___________---                                 __________

1.С каким языковым явлением можно соотнести то, что изображено на ней? ….

2.На рисунке изображены одними и теми же линиями две женщины:

___________________________

 

 

2.С каким языковым явлением можно соотнести то, что изображено на ней? ….

2.На рисунке изображены одними и теми же линиями две женщины:

 

Переведите  перевертыши, взятые из журнала “Игра” и газеты “Поле чудес”

 

  • Улетело счастье – закрывай окна.
  • Легки вы, кеды Чингисхана!.
  • Кредит дармовщиной бел. (
  • Мойша добрый рожает чужую дочь.
  • Ненависть до последнего вздоха.
  • Вы – боевые звери, и ваша телега едет в главном кювете.
  • Громче, кошки, – пес в подвале!
  • Полрояля перед дверью радостно заткнулись.
  • Ничтожное, бессильное, лживое и рабское австралийское ухо!

 

Переведите  перевертыши, взятые из журнала “Игра” и газеты “Поле чудес”

 

  • Улетело счастье – закрывай окна.
  • Легки вы, кеды Чингисхана!.
  • Кредит дармовщиной бел. (
  • Мойша добрый рожает чужую дочь.
  • Ненависть до последнего вздоха.
  • Вы – боевые звери, и ваша телега едет в главном кювете.
  • Громче, кошки, – пес в подвале!
  • Полрояля перед дверью радостно заткнулись.
  • Ничтожное, бессильное, лживое и рабское австралийское ухо!

 

 

Переведите  перевертыши, взятые из журнала “Игра” и газеты “Поле чудес”

 

  • Улетело счастье – закрывай окна.
  • Легки вы, кеды Чингисхана!.
  • Кредит дармовщиной бел. (
  • Мойша добрый рожает чужую дочь.
  • Ненависть до последнего вздоха.
  • Вы – боевые звери, и ваша телега едет в главном кювете.
  • Громче, кошки, – пес в подвале!
  • Полрояля перед дверью радостно заткнулись.
  • Ничтожное, бессильное, лживое и рабское австралийское ухо!

 

Переведите  перевертыши, взятые из журнала “Игра” и газеты “Поле чудес”

 

  • Улетело счастье – закрывай окна.
  • Легки вы, кеды Чингисхана!.
  • Кредит дармовщиной бел. (
  • Мойша добрый рожает чужую дочь.
  • Ненависть до последнего вздоха.
  • Вы – боевые звери, и ваша телега едет в главном кювете.
  • Громче, кошки, – пес в подвале!
  • Полрояля перед дверью радостно заткнулись.
  • Ничтожное, бессильное, лживое и рабское австралийское ухо!

 

 

 

Определите характер грамматической ошибки.

            1. Произведя ряд расчетов, задача была решена.

            2. Владельцам вишневого сада грозит разорительство.

            3. Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство невольно представилось мне русским княжеством.

            4. Я очень сожалею за случившееся.

            5. Наша группа была сплоченная, дружна.

            6. Новая бухгалтерша приступит к работе с понедельника.

            7. Мы подготовили около двухста специалистов, но только третья часть из них сдала экзамены.

            8. Некоторые люди, особенно с нашего поколения, не воспринимают современной музыки.

            9. Перед праздником магазин проводит распродажу чулок и носок.

   10. Я себя чувствую себя более скромнее телевизионным ведущим, нежели музыкантом.

   11. Не все хотят оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению.

   12. Она взяла его под руку и сказала, что вы лучший из людей, которых я знала в жизни.

   13. Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком.

 Исправьте ошибки: пример об успехах ученых; описывать о детстве; возглавить движение; верность к мужу; озабочен о здоровье детей; кануть в историю; взаимное уважение друг друга; коснуться о теме любви; он похож с сестрой; указать о недостатках; посвятить жизнь на благо родины; сформулировать тему; выразить свой ответ; занять звание чемпиона; должность заведующего кафедры, познакомиться с местными аборигенами, задержаться благодаря плохой погоде, оказать вред.

 Определите  вид ошибки (речевая или грамматическая).

   1.К концу жизни мировоззрения поэта изменились.

   2.Он понимает о необходимости помочь народу.

   3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

   4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.

   5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.

   6. Для документов необходимо фотографироваться анфас.

   7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме.

   8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные.                                                                                                                                                         

   9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась.

   10.Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр.

   11.Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее.

   12.Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна.

   13.Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно.

            14.Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.

            15.Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.

            16.Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело.

            17.В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.

             

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.