Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Дата: 25 января 2015 в 21:54

 

Государственное учреждение образования

«Вересницкая средняя школа»

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ТВОРЧЕСКОЕ  СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ 

НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Блоцкая Наталья Владимировна

                                                   учитель русского языка

                                                   8-(029) 942- 26- 66

                                                    e-mail: nataiva1960@mail.ru

 

Главная цель обучения русскому языку, единая для всех ступеней языкового образования, — свободное владение русским языком во всех видах речевой деятельности в различных сферах и ситуациях общения [2, c.5]. Подготовить к жизни творчески мыслящего, обладающего фундаментальным запасом активных  знаний человека - самая актуальная задача современной школы. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Я заметила, что зачастую активизация сводится либо к усилению контроля за работой учащихся, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных, информационных технологий, резервных возможностей психики. Выполнить ее  может только творчески мыслящий, творчески работающий учитель. С осмысления себя как творческой личности и должна начинаться работа над творческим сотрудничеством учителя и ученика в системе работы по развитию речи учащихся. Ведь ученик - это один из самых поразительно сложных, динамичных, неповторимых партнеров педагога.  «Действенное сегодня педагогическое средство завтра оказывается бесплодным. Новое теряет привлекательность и новизну.  Творческая задача воспринимается уже как стереотипная» [5, c. 770-771]. Главная проблема творческого сотрудничества - постоянное развитие всех элементов педагогической системы: целей, содержания, средств,  форм и методов.

Необходимость  творческого сотрудничества при организации работы по  развитию речи учащихся  обусловлена  низкими  коммуникативными  умениями  и навыками  сельских школьников, их  низкой  культурой  и мастерством  речи. Ученики сельской школы лишены той многогранной  сферы общения, которая доступна городским детям, лишены возможности встреч с  интересными писателями, знаменитыми  артистами. А всеобщая компьютеризация еще больше усугубила проблему развития речи, занимая в жизни ребенка чуть ли не основное место.  Сельского ученика критикуют за низкие показатели на олимпиадах, за разницу среднего балла аттестата и балла ЦТ. А как преодолеть эту ущербность? Как стереть разницу?  Этого надо захотеть, это надо суметь, это надо делать при активном сотрудничестве учителя, ученика, школы.       

Наше время - это время перемен. Сейчас Республике Беларусь  нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить и свободно владеть русским языком. Очень важно не только хорошо работать, надо  уметь поделиться  своими достижениями с другими, составить доклад, написать статью. И какая радость,  когда на бумаге удается ярко и убедительно выразить то, что занимает ваш ум, тревожит ваше сердце!  Без работы  духа, без работы мысли человеку нечего сказать другим людям. Унылые, серые, неинтересные люди - то окружение, которое живет без творческой мысли. К такой цели не стремится никто. Ведь в том, как мы говорим и пишем, как слушаем и читаем, проявляется наша культура, наше отношение к духовному богатству народа. И нет более трудной и серьезной задачи, нежели научить детей думать, научить  умению мыслить творчески, самостоятельно.

 Актуальность данной проблемы подвела меня к выбору темы моей выпускной работы «Активные методы обучения и их применение в образовательной практике».

 

Основная цель опыта - способствовать гармоничному  развитию личности, помочь ребенку реализовать себя, найти свое место в жизни. 

Задачи:

-            изучить  и  проанализировать  литературу и  практический  опыт  по  данной  проблеме;

-            содействовать развитию  интереса  к  русскому языку, мотивации, вкуса  к творчеству;

-            способствовать активизации  познавательной  деятельности  ученика,  совершенствованию  речевого  творчества  учащихся;

-            обеспечить развитие коммуникативных умений учащихся и  формирование их  лингвистической  компетенции;

-            содействовать развитию  эстетических представлений школьников, их художественного вкуса.

Понимая острую проблему развития речи учащихся в эпоху всеобщей компьютеризации, обратилась к современным образовательным технологиям, к опытам учителей-новаторов:  В. Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, Е. Ю. Сазонова. На уроках русского языка зазвучала достойная связная речь учеников, они все охотнее вовлекались в творческие проекты, стали участвовать в конкурсах сочинений. И итоги учебной деятельности, и итоги олимпиад, конкурсов доказали настоятельную необходимость творческого сотрудничества учителя и ученика в создании условий для развития речи школьников.

Сотрудничество - это одна из определяющих основ современного обучения. Сотрудничество - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся [3, с. 232].

А творческое сотрудничество - это педагогическая деятельность, которая отличается своей новизной и оригинальностью и предполагает сотворение (формирование, воспитание) творческой личности, отличающейся неповторимостью и уникальностью. Творчество педагогическое - это всегда сотворчество [5, c. 771].

Важнейшей составляющей  творческого сотрудничества на современном этапе становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Для него характерен  переход к новому взгляду на ребенка как личности, стремящейся к самоопределению и самореализации, как субъекту учебной деятельности. Педагогика  субъект - субъектных отношений уже завоевала  образовательное пространство, и все прогрессивные образовательные технологии направлены на реализацию этой идеи. Технология сотрудничества реализуется через демократизм, партнерство. Ученик и учитель совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценку, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества [7, c. 41].

В своей работе я использую положения и гипотезы:

  • переход от педагогики требований к педагогике отношений;
  • гуманно-личностный подход к ребенку;
  • единство обучения и воспитания;
  • знание через общение, общение через знание;
  • ученье без принуждения;
  • формирование положительной Я- концепции личности;
  • право на ошибку;
  • приоритет положительного стимулирования [7, c.42]. 

Первым шагом в выполнении задачи творческого сотрудничества учителя и ученика в развитии речи учащихся считаю  особый характер отношений, микроклимат на уроке, когда ребенку самому захочется творить,  когда будет радостен сам процесс интеллектуального общения. Высшая задача учителя в создании такого сотрудничества, микроклимата заключается в стремлении к совершенствованию  профессионализма педагогического общения, состоящего из следующих критериев:

  • Умение проникать в чувства воспитуемого, делить с ним радость и огорчение - 10;
  • Умение формировать добрые отношения с учащимися - 10;
  • Умение формировать добрые отношения между учащимися - 8;
  • Умение  быть справедливым во взаимоотношениях  с воспитуемыми, максимально требовательным  - 10;
  • Умение соблюдать позитивность  ко всем учащимся, независимо от их интеллектуальных возможностей и внешнего вида, быть тактичным, ровным  - 10;
  • Умение быть способным к перевоплощению, быть актером - 9;
  • Умение управлять своим психическим состоянием, правильно пользоваться жестами, мимикой на занятиях -9
  • Умение выглядеть строго, элегантно, эстетически выразительно - 8.

Оценку своей работы начинаю с самоанализа,  и указанные баллы, по моему мнению, соответствуют уровню профессионализма на данном этапе.

Для успешного сотрудничества  в  организации работы по развитию речи и созданию комфортности в классе  обязательно продумываю ситуацию успеха для каждого ученика; мотивирует ребят на активную работу во время фронтального опроса ответ, начинающийся словами: “Я знаю, что…”

Учителю остается наблюдать, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции. В  выборе вида  работы во время  подготовки к уроку стараюсь идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, учитывая его возможности. Разрядить обстановку  помогает мое  предложение   оживить  упражнение, дорисовав букве глаза, улыбку; стимулятором творческой активности и инициативы служит высокая оценка  за  участие в  коллективной творческой работе; высокий балл за откровенность, оригинальность, эмоциональный ответ, за одно удачно составленное предложение раскрепощает детей, помогает самовыражению.  Стараюсь на каждом уроке дать  учащимся  возможность  ощутить радость творчества. «В каждом ребенке - чудо; ожидай его!» [4, c. 43]  Все эти приемы помогают  освободить ребят от скованности, боязни быть непонятым, пробуждают желание делиться своими мыслями.

Речь – это сложнейшая  человеческая  деятельность,  причем  творческая  деятельность,  включающая  в  себя  умение  наблюдать,  мыслить, 

фантазировать,  а  также  слушать  и  слышать. Прежде  выучивается  говорить тот,  кому  есть  что  сказать,  поэтому  необходимо учить  детей  не  техническому  оформлению  высказываний,  а речевому  мышлению,  речевому  творчеству,  а  также  восприятию  чужой  речи.

Методика развития речи располагает разнообразными коммуникативно-практическими методами: а) методы словарной работы; б) методы формирования грамматического строя речи и усвоения норм литературного язык; в) методы функционально-стилистической работы; г) методы, направленные на обучение композиционным схемам различных функционально-смысловых  типов (повествование, рассуждение, описание); методы обучения устным высказываниям.  

Эффективным  методам  в моей практике являются  упражнения на развития  творческого восприятия, воображения. Подбираю их в зависимости от предстоящего урока, упражнения:

– Что ты видел, слышал, чувствовал, когда шел  в школу;

во время прогулки по осеннему парку;

когда выполнял домашнее задание по русскому языку.

Мы часто смотрим в окно, молча наблюдаем за природой, потом делимся впечатлениями. Часто придумываем названия картинам, составляем по ним  коллективное  сочинение.  

Особое место на всех этапах работы по формированию развития речи учеников  занимает на уроке тематическое устное высказывание (по готовому плану, по опорным словам, словосочетаниям, предложениям) и  тематический диалог:

-                      Моя Вересница;                   -  Неудачная рыбалка;

-                      Зимний пейзаж;                    -  Воскресный отдых;

-                      Будь человеком;                   -  На перерыве;

-                      Что сказал мне ручей.         -  Ветер и листья.

Систематическое  использование  этих  методических  приемов содействует  развитию  речи  учащихся.  Ребята  не  боятся  высказывать  свое  мнение,  стараются  его  отстаивать,  пытаются  доказать  свою  точку  зрения.  Они  составляют  разнообразные  типы текстов,  используя предложенные   языковые  средства.  У детей  начинает  развиваться  чувство  языка,  чувство  слова.

Работу по развитию творческого воображения соединяю с работой по культуре речи, закреплением орфографических и пунктуационных норм. Предлагаю детям создать мини-сочинение  со словами:

теплиться

кашлянуть

надолго

мастерски

За 4 минуты творчества создаются тексты:

-                  Осока - удивительное растение. Оно может прошептать тебе волшебную сказку, может кашлянуть, рассказывая о приближении зимы. А как осока умеет  мастерски петь! Надолго запомнится эта песня. Теплится у осоки надежда, что зима будет мягкая.

Прослушав тексты друг друга, повторив предложенные слова несколько раз, ученики  прочно усваивают акцентологическую норму. Отмечаю вслух или жестом каждый успех ребенка. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен успех!  Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

С появление в школе интерактивной доски работу  по развитию речи разнообразила новыми методами. У детей среднего возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому этот  мультимединый компонент может занять  основную позицию в структуре урока на всех его этапах. Для повышения мотивации учащихся, эффективности усвоения учебного материала, создания ситуации успеха, восприятия информации, прочного усвоения и закрепления знаний использую различные приемы работы на Smart Board, флеш-игры, флеш-ролики,  Совместно с этим на уроке идет эксперимент, моделирование, исследование; происходит  быстрое  включение школьников в работу, благодаря чему создается атмосфера интеллектуального соревнования без психологического напряжения.

ИД позволяет ученикам совершенствоваться в составлении текстов  способом перетягивания  предложений, помогает собрать текст, в котором пропущены слова или словосочетания, предлагает небольшие тексты рассортировать по типам, стилям. Очень интересное интерактивное средство (словарная ярмарка)  позволяет  организовать нечто вроде «живого» кроссворда. В процессе редактирования закладывается несколько вопросов (определений) и правильные ответы на них. А уже во время работы этого ИС заложенные вопросы (определения) поочередно появляются на экране. «Фишка» состоит в том, что ответы (или слова под определения) нужно «собирать» из отдельных букв, которые имеются на «ярмарке». «Ярмарка» представляет собою обычную прямоугольную таблицу, в которой имеется определенный набор букв.

Игра с кубиком поможет отработать навыки произношения; всем интересно посмотреть, что находится за шторкой, где можно спрятать правильный ответ, часть текста; интерактивное средство (водоворот) поможет в сортировке слов по тематическим группам. Работа с ИД доказала, что на данном этапе это самое интересное для ученика средство обучения, а для меня самый увлекательный   педагогический инструмент, успешно ведущий  и учителя и учащегося к  достижению поставленных задач.

В практике очень часто использую интегрированные уроки. Интеграция способствует  снятию напряжения, утомляемости за счет переключения учеников на разнообразные виды деятельности. Человек и видит,  и слышит, и осязает одновременно, у него быстрее протекают  мыслительные операции, усваиваются  абстрактные понятия, в мозгу устанавливаются прочные связи между словами и представлениями. Следствие всего этого - развитие искусства устной и письменной речи. (Приложение 3)

Главное  место  на интегрированном уроке  занимает  музыка. Стараюсь, чтобы музыка раскрывала души ребят, звучала в сердце, рождала необходимость высказаться. Ребята учатся творчески использовать богатства языка. Тот, кто попробовал найти самый выразительный эпитет, открыть неожиданное сходство в предметах, услышать созвучие слов и создать рифму,  сможет интересно рассказать об увиденном, найти наиболее точные слова для выражения собственных мыслей и чувств.

Один из уроков  русского языка обязательно отдаю во власть музыки, согласовывая с каждым круг его интересов.  Использую  для этого в 9 классе  урок «сочинение-ассоциация». На нем  звучит  музыка  Чайковского. Начать урок можно с вступительных слов о композиторе, чтобы погрузить детей в мир этого талантливого человека.  Сначала детям предлагается прослушать музыкальную композицию, и в зависимости от того, какие ассоциации она у них вызвала, записать слова-ассоциации. Записанные слова можно прочитать вслух, поделиться мнениями, какие из них наиболее ярко и точно воспроизводят музыку. И затем учащиеся пишут  сочинение «Я и океан музыки», используя опорные слова.

Ведь помимо развития творческого воображения, такая работа приучает учеников видеть, чувствовать прекрасное, вслушиваться в мир искусства.  Так же можно использовать такой вид работы в качестве небольших творческих разминок на уроках развития письменной и устной речи.

Все описанные методики, их пошаговое выполнение почти на каждом учебном занятии  ведут к самому главному умению учеников - созданию собственных текстов.  Результат этих сочинений есть результат творческого сотрудничества учителя и ученика. У ребят появляется желание ежегодно участвовать в международном конкурсе эпистолярного жанра, в конкурсах сочинений - воспоминаний о войне,  в олимпиаде «Россия - Беларусь: историческая и духовная общность», в конкурсе стихотворений. Подготовка к такому виду работы - это особая подготовка, это тесное сотрудничество, которое дает неплохой результат. Основные этапы:

  1. Обязательное получение заряда бодрости, желания победить, уверенности в том, что все получится;
  2. Поиски интересных форм написания, совместное обсуждение;
  3. Осознание того, что самым лучшим будет сочинение, где есть сердцевина, откровение, желание рассказать о том, что происходит рядом, что будет интересно и  тебе, и твоей маме, что идет от самого сердца;
  4. Обработка черновиков, консультации, рекомендации по устранению недочетов (обычно это соразмерность частей, отражение личного восприятия, недоказательность главной  мысли, стиль);
  5.  Собственным примером убеждаю детей в том, что творить  -  это прекрасно! Не боюсь отдавать на суд детям свои творческие работы, свои стихи.

За весь период моей работы учениками созданы тематические альбомы сочинений:

  • « Кто говорит, что на войне не страшно,

тот ничего не знает о войне»;

  • История одной фотографии;
  • Сборник стихотворений;
  • Юмористические рассказы;
  • Прощай школа;
  • Конкурсные сочинения.

Неоднократные публикации в газетах, журналах воодушевляют ребят на создание новых текстов, стихотворений.

Таким образом, анализируя свой опыт, пришла к выводу, что творческое сотрудничество содействует развитию у школьников умения общаться, вести диалог в процессе групповой работы на уроке, обеспечивает развитие монологической (в устной и письменной форме)  и диалогической  речи, создает условия для развития творческого мышления учащихся. Творческое сотрудничество помогает преодолеть психологический барьер  в  восприятии русского языка.

Русский язык в школе с белорусским языком обучения  ежегодно становится для половины учеников предметом, по которому сдается ЦТ. А основные знания и умения по русскому языку ребята получают в 5-9 классах. Поэтому результаты ЦТ считаю одним из основных показателей успешности опыта. Подготовила к тестированию 15 выпускников (2006 - 2008, 2013гг.).  Полученные результаты  позволили  моим ученикам  поступить в  ведущие вузы страны.  Самые  высокие  баллы  - 89, 87,  84, 71, 63, 58, 48, 42, 35, самые низкие -  30, 29.      

Результативность опыта отражается в итогах олимпиад (с  2005 года по 2012 год 7 призовых  мест и дипломов); конкурсные сочинения учеников неоднократно признавались лучшими в районе.

Наверное, мною еще выполнена самая главная задача учителя - подготовить достойную смену. Очень важно, что на мое место придет  профессионал, которой осознанно выбрал путь педагога. Значит, творческое сотрудничество приносит  плоды, значит, оно состоялось.  

                                   Список литературы

  1. Буйновская, Т.А. Планы конспекты уроков по русскому языку. 8 класс (1 полугодие) : пособие для педагогов учреждений общ. ср. образования / Т.А. Буйновская. - Мозырь : Белый ветер, 2012. - 45, [3] c. - (Серия «Из опыта работы»).
  2. Концепция учебного предмета «Русский язык": утверждена Министерством образования Республики Беларусь 29. 05. 2009 № 675 // научно-метод. учрежд.  «Национальный институт образования» Министерства образования Р. Б. [электронный ресурс]. - Режим доступа : adu. вy // 4231-.htm. - Дата доступа : 20. 11. 2013.
  3. Котикова, О,П. Педагогическая психология : учебник высшей школы / О.П. Котикова, Н.Ю. Клышевич. - Минск : Аверсев, 2007. - 299 с.
  4. Педагогический поиск : научно-популярное изд. / Ш.А. Амонашвили, Е.И. Ильин, И.П. Волков [и др.] ; сост. И.Н. Баженова. -2-е изд. - М.: Педагогика, 1988. - 472 с.
  5. Рапацевич, Е.С. Творчество педагогическое /  Е.С. Рапацевич // Психолого-педагогический словарь  / под общ. ред. А.П. Астахова. - Минск : Современное слово, 2006. - С. 770 - 772.
  6. Саливон, И.А. Настольная книга учителя русского языка и литературы : методические рекомендации и нормативные требования / И.А. Саливон. - Минск : Сэр-Вит, 2010. - 120 с.
  7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.

 

 

Приложение 1

Фрагмент урока «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе

Цели урока:

  • помочь учащимся целостно представить синтаксическую связь подлежащего и сказуемого
  • обеспечить закрепление теоретических сведений о постановке тире между подлежащим и сказуемым, организовать работу по изучению новых условий отсутствия тире
  • организовать работу по самостоятельному применению знаний в постановке тире
  • содействовать развитию творческого мышления, устной речи
  • создать условия для развития умения  решать проблемные вопросы, выделять в информации главное
  • воспитывать у учащихся уверенность в своих силах, формировать значение ценности  коллективного труда, знаний

Девиз урока:

Наградой за доброе дело служит свершение его.

Сенека

Организационный этап.

Мы начинаем наш урок словами Сенеки.

Как вы  их понимаете? Нужны ли они нам?

Ответы детей записываем на доске.

Доброе дело на уроке - это получение знаний.

Доброе дело  - это внимание, трудолюбие, взаимопомощь.

Свершение доброго дела - это наше самосовершенствование.

Награда - это хорошая отметка сделанную работу.

Ребята комментируют свои мысли, постановку тире в предложении.

- В добрый путь за знаниями!

Этап закрепления знаний.

Мы попробуем включить в свою речь предложения с тире, составив текст-описание и текст-повествование по заданным словам:    

                                     мастерски

                                     надолго

                                     теплится

                                     боязнь

                                     кашлянуть

                                     осока

Если у кого-то из вас не получается составление текста, вы можете  просто придумать предложения, словосочетания. Самое важное - нужно вспомнить произношение  записанных слов.

На написание отводится 4 минуты. Ребята зачитывают свои тексты, предложения, правильно произнося слова, определяем совместно самую оригинальную работу, оцениваем 10 баллами.

  •  Осока - удивительное растение! Оно может прошептать тебе волшебную сказку, может кашлянуть, рассказывая о приближении зимы. А как осока умеет  мастерски петь! Надолго запомнится эта песня. Теплится у осоки надежда, что зима будет мягкая.

Рефлексия.

  • Полезным ли был для вас урок?  Что было новым?
  • Самая главная награда на уроке - это…

Домашнее задание:1.Упр.98 2.Выписать из учебника 6 предложений с тире. 3.Составить текст из 6 предложений, употребив правила, изученные на уроке.

 

Приложение 2

Фрагмент урока «Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения» в 8 классе

Цель урока: способствовать закреплению  знаний  о предложении как единице синтаксиса, организовать деятельность по изучению понятия грамматического значения предложения, создать условия для развития речи учащихся, воспитывать ответственность за коллективный труд.

Оборудование: на столе осенний букет, интерактивная доска со слайдом «Осенние листья», с заданиями по тексту, физкультминуткой, рефлексией.

Организационный момент.

Сегодня осень в гости к нам пришла! 

Радость может ждать на каждом повороте.

Не грусти. Не надо. Посмотри в окно.

Осень в желтых листьях,  в нежной позолоте,

Медленно колдует. Что нам суждено?                       К. Бальмонт

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Октябрь».  Предлагаю детям составить  коллективную работу  текст - описание осеннего букета. Каждый ученик записывает  в тетради название «Осенний букет» и одно - два предложения. Текст из лучших предложений записываем на доске.

- Осенний букет прекрасен! Все краски осени: нежно-ласковые и резко яркие - собрались здесь. В центре букета, будто костром,  разгорелся красный георгин. Рядом с ним белеют мохнатые астры, улыбаются анютины глазки, гордится своей красотой малиновый гладиолус. Радуйте нас последние цветы осени!

Задания у доски: подчеркнуть грамматические основы, определить наклонение и время глагола-сказуемого.

Повторение изученного: упражнение 81,82. При анализе предложений детям дается понятие об их грамматическом значении, которое связано с наклонением и временем глагола. С помощью интерактивной доски дети закрепляют материал на основе образца, предварительно составив  из предложений текст, путем перетягивания  предложений

 

 

Закрепление. Работа в группах. Изменяя порядок слов в предложениях, запишите строфу из стихотворения Бунина. Способом перетягивания слов ребята восстанавливают на доске первоначальный текст, подчеркивают грамматические основы.

Сентябрь листву  на осинах жжет сухую.

Душистым арбузом  зори пахнут. Паутины кружевные нити сверкают серебром на заборе.

Какими средствами выражается предикативность в данных предложениях?

Рефлексия

- Закончите предложение: «Сегодня на уроке  я…..»  и положите в корзину ощущений выбранный вами смайлик.

Домашнее задание: упр.86 или творчество (стих. об осени, «Осенняя зарисовка»)

Разочарование   радость   удивление    грусть

                    

 

Приложение 3

Мастер-класс по использованию интерактивной доски на уроках русского языка (МО учителей русского языка)

Интерактивная доска совсем недавно считалась редким и экзотическим устройством, о котором мало что было известно широкому кругу учителей. С каждым годом ИД уверенно занимает свое место среди самых эффективных средств организации обучения.

У нас она появилась 4 года назад. Конечно, в первую очередь с ней знакомились учителя информатики. Мне она казалась недосягаемым чудом. Я, наверное, должна поблагодарить Ларису Васильевну за то, что предложила  курсы по подготовке к ЦТ с использованием ИД.  Приятно было поднимать руку, что имеется в школе доска, и стыдно было признаться, что не умеешь ею пользоваться. Главная ценность курсов состояла в том, что у каждого учителя страх перед этим мудреным средством просто улетучился.

Приятно познавать то, что тебе неведомо.

В процессе знакомства  со  Smart NoteBook я позавидовала тем, кто изучал в школе английский. Все комментарии, подсказки на английском языке.

·          Уже за 2 года работы с ИД я научилась брать видео уроки в интернете, уверенно пользоваться флеш-играми, флеш-роликами, работать с галереей, вставками, вложениями. Но неоткрытых страниц еще много. Интерактивные доски похожи на обыкновенные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом.

·         Интерактивные доски помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств.

·         Интерактивные доски позволяют учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта. Интерактивная доска становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов.

·         Интерактивные доски позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.

·         Интерактивные доски позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее.

·         Интерактивные доски позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными.

·         Интерактивные доски позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.

·         Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь “ученик-учитель”.

·         При полной интеграции интерактивных досок в образовании, создании единой базы данных методических и демонстрационных материалов для обучения у учителей появляется больше свободного времени.

Сегодня я представлю мастер-класс, который поможет понять, как используется ИД на уроках русского языка и литературы. Каждый учитель увиденные задания сможет смоделировать и на свой предмет.

Такие презентации занимают основную позицию в структуре урока на всех его этапах,  они  не только ускоряют  представление  учебного материала, но и оживляют его, повышая наглядность, привлекая внимание учащихся. При правильном использовании интерактивная доска положительно влияет на усвоение нового материала, повышение мотивации учащихся, эффективности усвоения учебного материала, создание ситуации успеха, восприятие информации, прочного усвоения и закрепления знаний. Используя различные приемы работы на Smart Board, на уроке можно организовать  эксперимент, моделирование, исследование. С помощью ИД  происходит  быстрое  включение школьников в работу, благодаря чему создается атмосфера интеллектуального соревнования без психологического напряжения. Все это является педагогическим инструментом и способствует достижению поставленных целей урока.

И как бы ни относились к ИД работники школы, в современном мире  информатизация  - процесс необратимый, жизненно-необходимый, если мы хотим подготовить конкурентоспособного выпускника.

Демонстрация слайдов и   тренировочные упражнения  по работе с интерактивной доской с учителями.

 - ИД позволяет создавать файлы, не требующие вмешательства. Мы можем представить тему урока, цели, интересные задания (слайд 2-5)

 -  Учитель может  разработать слайды, планируя, что на уроке будут дописываться слова и предложения, или дорисовываться недостающие фрагменты схем и рисунков (слайд 6-8).

- Программа позволяет создавать задания, требующие сортировки по частям речи, перемещения отдельных фрагментов, установления соответствия (слайд9-13).

- Часть слайдов  позволит подобрать задания  с проверкой,  можно использовать затемнение экрана, спрятанный ответ(слайд 14-17) .

- Особую радость у детей вызывают флеш-игры, флеш-ролики (слайд 18-27).

- Есть у ИД и функция вложения, где можно среди урока запустить любую презентацию, любой видеофильм.

Подведем итоги нашего занятия с помощью корзины ощущений, куда вы можете собрать смайлики удивления, разочарования, восхищения, грусти, обязательно прокомментировав свой выбор.

Мы надеемся, что представленные материалы  окажутся в какой-то мере полезными  как абсолютным новичкам, так и учителям, имеющим опыт работы с ИД, и будем рады  любым откликам, замечаниям и вопросам.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.