Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

Организация работы по профориентации в 11 классе

Дата: 25 января 2015 в 22:05, Обновлено 25 января 2015 в 22:12

                               Организация работы по профориентации в 11 классе

 

                               

                                                                                            Классный руководитель

                                                                               Блоцкая Н.Вл.

Введение.

  • Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Необходимость школы – подготовить подрастающее поколение к сознательному выбору профессии. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении.
  • Профессиональную ориентацию необходимо рассматривать как научно-практическую систему подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Она призвана учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах страны.
  • Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.
  • Не менее важно формировать у школьников личностное отношение к будущей профессии. Понимание ее значимости и смысла. Потребность в самовоспитании, волевую установку на труд.
  • Пристального внимания требует изучение личности школьников, которое не может сводиться к разовым, бессистемным обследованиям. Каждый человек талантлив в какой-либо области. Важно создавать школьнику максимальные возможности для формирования и проявления своих склонностей, способностей с одной стороны, с другой – необходимо вовремя заметить, откорректировать, развивать их именно в той деятельности, которая соответствует признанию личности.
  • Такой подход к профориентации требует воспитания у молодежи способности и стремления активно трудится на общее дело. Важно в процессе подготовки школьников к выбору профессии вооружить их знаниями, научить включаться в общественно полезный, производительный труд, в социально общественные отношения, что, в свою очередь, требует от школы изыскать такие формы профориентации, которые бы содержали элементы специализации и производственной практики, вооружили школьников современными знаниями о выборе профессии, ее социальных, экономических, нравственных, медицинских аспектах.
  • Школа берет на себя задачу сформировать у учащихся общую готовность трудиться, для этого необходимы различного рода профориентационные беседы, тренинги, игры и т.д. Но не только психологи, но и учителя всех дисциплин призваны, не нарушая логики программы изучаемой темы, с учетом специфики своего предмета, активно влиять на профессиональное самоопределение учащихся, знакомя их с различными видами и технологией труда, трудовыми процессами, раскрыть экономический потенциал страны.

 

 

 

 

Содержание деятельности

 

1

Оформление кабинета, уголка по профориентации.
 а) «Твоя профессиональная карьера» в) «Куда пойти учиться».

В течение года

3

Трудоустройство и поступление в профессиональные учебные заведения выпускников  9-11 кл. ) информация

сентябрь

4

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации

В течение года

5

Введение ориентационных  факультативов

сентябрь

6

Использование в профориентационной  работе Internet-ресурсов

В течение года

7

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости

В течение года

8

Информирование учащихся и их родителей, педагогов школы о проблемах занятости на местном и региональном рынке труда.

В течение года

 

Работа с родителями

 

9

Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»

   ноябрь

10

Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, курсов по выбору, факультативов.
«Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования»

В течение года

11

Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе

В течение года

12

Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий

   В течение года

13

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий  обучающихся на предприятия и учебные заведения

  В течение года

14

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации

 декабрь

 

 Работа с учащимися

 

15

Допрофильная подготовка:
а) Курсы по выбору и подготовка к ЦТ                                                                                                                                     

Постоянно

16

Экскурсии на предприятия, расположенные на территории агрогородка «Вересница»

ноябрь

17

Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профнаправленности

Постоянно

18

Организация и проведение встреч с представителями  различных профессий, представителями ВУЗов, СУЗов

В течение года

 19

Организация экскурсий и встреч со специалистами
“Центра занятости”

В течение года

  20

Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений

  Постоянно

  21                     

Знакомство с профессиями на уроках. Расширение знаний обучающихся о новых профессиях учителями-предметниками

Постоянно

  22

Профессия учителя - сделай выбор. День самоуправления.

 октябрь

  23

  Вечер встречи  с выпускниками. Реклама учебных заведений и будущих профессий.

 Февраль

   24

Проведение классных часов  а)  «Сто дорог – одна твоя»
б)  «Как претворить мечты в реальность»в)  «Легко ли быть молодым»
 г)  «К чему люди стремятся в жизни»

В течение года

  25

Работа с периодикой. Поиск профессии. Новые профессии

В течение года

 

   

                                               

 

Родителям старшеклассников 

«Если они не знают, в какую гавань держать путь, 
                                                   то ни один ветер не будет для них попутным»

     Родителям важно знать, что степень их влияния на выбор образовательного маршрута и профессиональное самоопределение ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, профессиональный личный пример, отношения к каким–то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и т.д.

     Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима.

     Хочется предостеречь Вас от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если Ваш вариант идет в разрез с желаниями ребенка. Авторы книги «Азбука профориентации» отмечают, что, к сожалению, большинство родителей знает мир профессий, аспекты и условия выбора профессии ненамного лучше самих подростков (кроме, разумеется, своей профессиональной области).

     В профессиональных возможностях своих детей большинство родителей ориентируется слабо. А поскольку современный рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления многих родителей о профессиях оказываются нисколько не лучше, чем ограниченные, но не устаревшие представления самих подростков. Таким образом, к ошибкам выбора вашего ребенка Вы можете добавить свои ошибочные взгляды на эту проблему.

Наиболее частые ошибки профессионального выбора:

  • Ограничение исключительно престижностью профессии.
  • Ориентация исключительно на высокую заработную плату.
  • Ориентация исключительно на комфортные условия труда.
  • Снижение до минимума трудностей обучения.
  • Следование только указаниям родителей.
  • Учеба за компанию, вместе с друзьями.

Ваша помощь ребенку в выборе образовательного маршрута 
может заключаться в следующем:

1. Совет родителей (какое направление выбрать, куда пойти учиться после 9 класса и т.д.): Хочется предостеречь от советов в форме категоричных рекомендаций и указаний собственному ребёнку, особенно если Ваш вариант идет вразрез с желаниями ребёнка. Необходимо помнить: рассматривать необходимо не только основной вариант, но должны быть и запасные варианты Выбора.

2. Приобретите в книжном магазине справочники «Лицеи, гимназии и школы Санкт-Петербурга» и «Колледжи, техникумы, училища», «ВУЗЫ» и изучите их внимательно вместе со своим ребенком.

3. Соберите вместе с ребенком всю интересующую Вас информацию о школах, средних профессиональных и высших учебных заведениях (ознакомьтесь с соответствующими страничками в дневнике).

Для этого Вы можете сами или вместе с ребенком позвонить в школу или другое учебное заведение, посетить и побеседовать с представителями администрации, обсудив затем впечатления с ребенком, и вместе с ним принять решение.

Что полезно узнать о профессиональных учебных заведениях:

     Для этого Вы можете также позвонить или посетить учебное заведение в удобный для Вас день или в День Открытых Дверей, которые устраиваются в марте – апреле и узнать:

  • Какие профессиональные направления существуют в колледже.
  • Какие экзамены надо сдавать, какие оценки в общем желательно при этом получить.
  • Информацию о подготовительных курсах, их стоимости, начале занятий.
  • Насколько курсы повышают шанс поступления.
  • С какими вузами колледж имеет договор, и на какие курсы и на каких условиях поступают туда выпускники колледжа.
  • Как трудоустраиваются выпускники, если Вашего ребенка не интересует высшее образование.
  • Есть ли платные формы обучения, какова их стоимость, условия поступления – экзамены или только собеседование.
  • Какие дополнительные услуги предоставляет учебное заведение: кружки, курсы иностранных языков спортивные клубы и т.д.
  • Есть ли связь с учебными заведениями других государств и как это отражается на учебном процессе и выдаваемом дипломе.
  • Какие документы, справки и фотографии нужно подготовить для поступления.
  • В каком состоянии материальная база учебного заведения.
  • Когда происходит сдача экзаменов, во сколько потоков, то есть будет ли у Вашего ребенка возможность сдать экзамены еще куда-то, если в этом колледже он недоберет баллы.

Всю полученную информацию необходимо обсудить с ребенком.

    Обращаем ваше внимание, что многие профессии можно получить в нескольких учебных заведениях, и поэтому для того, чтобы принять окончательное решение, необходимо посетить их все.

                                ЧЕГО ЖЕЛАЮТ МАМА И ПАПА

Чаще всего родители—добрые советчики, думают они о вашем будущем деле вполне серьезно и желают вам счастья. Но и родители, как и все люди, тоже могут ошибаться. Их много, родительских ошибок, которые потом весьма неприятно сказываются на судьбе детей. Не будем говорить об очевидных, — например, неумеренной переоценке способностей своих сыновей и дочерей. Разберем только те, которые на первый взгляд ну никак не выглядят ошибками. Скорее наоборот.

...Отец беззаветно предан своему делу, увлечен им до самозабвения, добился в нем незаурядных успехов, не мыслит для себя никакой иной работы. И — не мыслит никакой другой для вас. Тут очень легко поддаться, потому что вот он, ярчайший пример, перед глазами, не где-нибудь, а у себя дома, родной отец. И прекрасно, если у вас те же склонности, те же черты характера, способности. Так рождаются целые трудовые династии. Но и склонности, и способности могут быть другими, иногда прямо противоположными. И тогда через несколько лет неумолимое общественное мнение вынесет за вашей спиной приговор: «Нет, не в отца пошел. Тот, вон какой, а сын...»

Пойти в отца—не значит непременно проявить себя в его деле. Не вернее ли проявить себя в своем и тем самым укрепить отцовский авторитет и нажить собственный?

Бывает и другое. Не сумели родители найти с в о ю работу, полюбить ее. И вот теперь стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым, увы, не пришлось заниматься самим.

Итак, мы уже можем сформулировать целых три вывода.

  • Все работы хороши только для общества в целом, а для каждого человека в отдельности какие-то работы могут оказаться и плохими.
  • Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете.
  • Каждому человеку может понравиться не одна-единственная, а пять, десять, сто разных работ, если он близко познакомится с ними.
  •                 Тест «Профпригодность»

Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:

1.   Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы: а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй; в) оказаться в кругу друзей.

2.   Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3.   Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в)   с незнакомой  группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4.   Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5.   В своё свободное время ты любишь:

а)   читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б)   рисовать,   читать,   заниматься   спортом,   музыкой,   шитьём   или вязанием,   ходить   в   походы,  разговаривать  по  телефону,  смотреть телевизор;

в)   заниматься  спортом,  танцами,  играть  в  ансамбле,  петь  в  хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Заключительное слово учителя

Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно случать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.