Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

Подготовка руки дошкольника к письму

Дата: 26 февраля 2016 в 13:30

ПОДГОТОВКА РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ

Одна из самых важных предпосылок успешного обучения - достаточно высокий уровень развития мелких движений руки. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. У многих детей 6—7 лет это умение сформировано недостаточно.

Уважаемые родители! Если вы считаете, что рука вашего ребенка недостаточно готова к овладению письмом в школе, используйте оставшееся до школы время для укрепления его руки, приобретения им необходимой умелости, точности мелких движений.

Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной уме­лости:

•         пальчиковая гимнастика;

•         игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками;

•         занятия с пластилином;

•         занятие с конструкторами: закручивание гаек, шурупов;

•         игры с мозаикой: составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов;

•         вырезывание ножницами;

•         рисование  различными   инструментами   и   материалами: ручкой,  простым  карандашом,  цветными  карандашами, мелом, акварелью и т.д.;

•         работа с бумагой: складывание (оригами), плетение, аппликация;

•         графические упражнения: штриховка-обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскра­шивание  узоров  и  бордюров  непрерывным  движением руки, дорисовывание предметов;

•         раскрашивание картинок в книжках-раскрасках;

•         узнавание предметов по контурному изображению и дета­лям рисунка, обведение по контуру, дорисовывание.
Пальчиковая гимнастика. Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влия­нием кинестетических импульсов от рук, а точнее — от паль­цев. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики руки, которая не только благоприятно влияет на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, ис­чезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Пальчиковая игра — это ин­сценировка рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.п.

Время проведения упражнений пальчиковой гимнастики — 3—7 минут.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешка­ми оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать мелкие предметы, угадывать их с закрытыми глазами, катать между большим и указательным   пальцами,   придавливать   поочередно   всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать враща­тельные  движения.   Можно   научить  ребенка   перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, паль­цами одной руки или между двух ладоней - шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, си­луэты различных предметов из мелких деталей: семян, пуго­виц, веточек и т.д.

Вырезывание ножницами - один из необходимых навы­ков, которым должен владеть дошкольник. К сожалению, многие дети испытывают затруднения при работе с ножница­ми. Родители боятся вкладывать этот инструмент в руку ма­лыша, считая его опасным, стараясь избегать лишних, на их взгляд, хлопот и тревог. Конечно, на первых порах, пока ре­бенок только начинает работать ножницами, взрослому при­дется быть рядом: приучать пальчики малыша правильно дер­жать инструмент, объяснять правила безопасного пользования им. Следует уделять особое внимание усвоению основных приемов вырезывания — навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круг­лые). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать вместе с ребенком, откуда, с какого угла, в какую сторону листа направить ножницы, то есть учиться планиро­вать предстоящее действие. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов -полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассни­ков.

Рисование, раскрашивание - самые распространенные, известные всем детям и родителям занятия для развития мел­кой моторики руки. Но и они требуют соблюдения ряда пра­вил: необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не вы­ходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

Выполняя работу по раскрашиванию (в отличие от работы, связанной с написанием букв), ребенок не чувствует устало­сти, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче — усвоении и выполнении необходимых для письма гигиенических правил. С ними надо познакомить ребенка как можно раньше и постоянно следить за их соблю­дением, доводя их выполнение до автоматизма. К ним отно­сятся: выработка правильной осанки, наклонного расположе­ния тетради на парте и умение держать карандаш и ручку. На это родителям надо обращать внимание сразу, как только ре­бенок начинает свои первые шаги в рисовании, не ждать, когда он «повзрослеет и сам поймет», ведь переучить всегда труднее, чем научить (а иногда и невозможно).

Не стоит ограничиваться каким-то одним материалом для рисования. Рисование ручкой, простым карандашом, цветны­ми карандашами, мелом требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след, что тоже тренирует руку ребенка для дальнейшей работы.

В работе с ребенком очень важно использовать подготови­тельные графические упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев; обводку и штриховку контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскраши­вание узоров и бордюров непрерывным движением руки, до­рисовывание предметов. Эти упражнения полезно выполнять на нелинованной бумаге. Ребенок должен стараться не отры­вать ручку или карандаш от бумаги и не прерывать линии. При этом дошкольник должен быть знаком с основными пра­вилами штриховки и соблюдать их:

а)  штриховать только в заданном направлении;

б) не выходить за контуры фигуры;

в)  соблюдать параллельность линий.

Что касается вопроса о том, нужно ли учить ребенка до поступления в школу писать прописными буквами, ответ одно­значен — этого делать не стоит. Можно работать с ребенком в тетради с разлиновкой. Полезны упражнения, направленные на овладение рабочей строкой (ребенок рисует фигуры — кру­жочки, квадраты и т.д., стараясь не выходить за строку), уп­ражнения на выработку наклона (особенно в тетрадях с до­полнительной разлиновкой). Можно учить ребенка писать ос­новные элементы прописных букв: прямую наклонную короткую линию, прямую наклонную длинную линию, на­клонные линии с закруглениями внизу, вверху, вверху и внизу, длинной наклонной с петлей, полуовал и овал. Все это является важной подготовительной работой для успешного ов­ладения навыком письма в школе.

УПРАЖНЕНИЯ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ

Для развития мелкой моторики и подготовки руки к пись­му полезна методика Т. В.Фадеевой.

Упражнение 1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем — на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

Упражнение 2. Ладошки лежат на парте. Дети поочеред­но поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с ми­зинца.

Упражнение 3. Дети зажимают ручку или карандаш сред­ним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти паль­цы, следя за тем, чтобы ручка или карандаш не опускались ниже большого пальца.

Упражнение 4. На столе лежат 10—15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем так же по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).

Упражнение 5. Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверх­ности стола.

Упражнение 6. Один конец ручки дети зажимают средним и указательным пальцами правой руки, при этом другой конец направлен от груди. Перевернув ручку, дети вкладывают ее в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывают ручку в правую руку и т.д.

Упражнение 7. Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Представив, что у них в ладошках мячик, дети делают движения, имитирующие поворачивание мячика в раз­ные стороны.

Во время занятий письмом у ребенка может появиться писчий спазм. Это проявляется в том, что пальчики немеют, начинают побаливать, подрагивать, вначале чуть-чуть, едва заметно. Если вовремя не обратить на это внимание и не принять необходимые меры, дрожь в пальцах может стать постоянной или резкая боль сведет пальцы, как только он возьмет ручку или карандаш. Для предупреждения и снятия писчего спазма можно использовать упражнение «Не дро­жать!»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.