Методические рекомендации
по применению критериев и показателей оценки качества
воспитания в учреждениях общего среднего образования
Стратегическая цель воспитания обозначена в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и конкретизирована в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг., ряде нормативных правовых документов. Поскольку цель воспитания на современном этапе – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося, то именно этот ориентир является своеобразным эталонным показателем сформированности изучаемых свойств объекта. Существует четыре уровня реализации целей воспитания:
- цели государственной образовательной политики;
- цели воспитания на региональном уровне (конкретизация целей государственной образовательной политики);
- цели развития каждого конкретного учреждения образования;
- цели как планируемые результаты развития личности школьника.
Определение результативности процесса воспитания показывает, насколько адекватны поставленным целям содержание работы, выбранные методы, средства и формы, насколько учтены психологические условия и др.
Требования к качеству воспитания как составляющей качества образования определяют актуальность всестороннего анализа процесса и результата воспитания личности.
Критерии и показатели оценки качества воспитания в учреждениях общего среднего образования
Выделяют три основные составляющие качества воспитания в учреждениях общего среднего образования: качество результатов воспитания личности учащегося, качество воспитательной системы и качество условий организации процесса воспитания.
Воспитанность определяется как интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, определяющая его отношение к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира.
Многократное комплексное обследование всех учащихся с помощью одного и того же набора диагностических средств через определенные временные интервалы (не чаще двух раз в год) дает возможность своевременно реагировать на происходящие изменения. Мониторинг воспитания – один из способов оценки качества воспитания учащихся, позволяющий с определенной периодичностью отслеживать условия организации и эффективность воспитательного процесса.
Данный подход позволяет сделать процесс развития личности каждого учащегося, коллектива класса и учреждения образования в целом педагогически управляемым; позволяет разрабатывать коррекционные программы, прогнозировать и проектировать определенные результаты.
Критерии качества воспитания конкретизируются в соответствующих показателях, каждый из которых может быть оценен с помощью соответствующих методов.
Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях
общего среднего образования
Составляющие качества воспитания |
Критерии |
Показатели |
Качество процесса воспитания |
Качество целеполагания |
Соответствие цели и задач интересам личности, потребностям государства и общества; объективность, реалистичность; уровень конкретизации цели в комплексе воспитательных задач. Согласованность содержания, целей и задач на всех уровнях функционирования воспитательной системы в учреждении образования |
Качество содержания процесса воспитания |
Знания, умения и навыки деятельности и поведения в рамках личностного развития: интеллектуального (владение операциями мыслительной деятельности; готовность к совместной творческой деятельности; уровень познавательного развития; уровень креативности и др.) психологического (уровень работоспособности, утомляемости; стрессоустойчивость; уровень тревожности; уровень саморегуляции и др.); духовного (гуманность способов взаимодействия, взаимоотношений; культура поведения; проявление конструктивной активности в социальном поведении; наличие конструктивной творческой мотивации; целостность Я-концепции и др.); физического |
|
Эффективность педагогического сопровождения воспитательного процесса |
Технологии организации воспитательной деятельности, в том числе формы, методы, средства педагогического взаимодействия, их согласованность, оптимальный выбор; технологии взаимодействия участников воспитательного процесса. Общественно значимые традиции в коллективе. Общественно полезные акции. Организация информационной работы. Организация работы музеев, клубов общественно-политической и гражданско-патриотической направленности. Организация работы объединений по интересам. Уровень работы первичных организаций БРСМ и пионерских дружин. Эффективность деятельности органов ученического самоуправления. Организация культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и туристско-краеведческих мероприятий. Организация и культура питания учащихся. Система работы по охране здоровья учащихся. Эффективность профилактики безнадзорности и правонарушений, зависимого поведения. Организация общественно полезного труда. Профессиональная ориентация. Участие в разнообразных видах деятельности по охране окружающей среды |
|
Качество результатов процесса воспитания |
Уровень воспитанности |
Ценностные ориентации учащихся, выраженные в интересах к различным сферам деятельности (учеба, спорт, творчество, здоровье и т.д.) и общения. |
Направленность личности школьника (потребности, мотивы, мировоззрение); принятие идеологии белорусского государства. Способность к саморегуляции, дисциплинированность. Способность противостоять негативным тенденциям. |
||
Личностные качества (патриотизм и гражданственность, коллективизм, трудолюбие, ответственность, взаимопомощь; честность, уважение, доверие и др. в соответствии с основными составляющими воспитания, выделенными в Концепции). |
||
Операциональные умения (организаторские способности, стремление к сотрудничеству, умение договариваться, распределять обязанности и т.д.). |
||
Уровень культуры отношений в коллективе |
Взаимодействие, активность, самоуправление, психологический комфорт. |
|
Уровень культуры предметно-пространственных отношений |
Эстетический облик учреждения, наличие символики, традиций. |
|
Качество условий процесса воспитания |
Качество управления процессом воспитания |
Мониторинг качества воспитания. Наличие эффективных механизмов стимулирования творческой деятельности. |
Открытость воспитательной системы. Уровень взаимодействия с заинтересованными структурами, коллективами, отдельными людьми в интересах учащихся. Эффективность использования воспитательного пространства социума. Оказание психолого-педагогической, юридической и другой помощи семье, учащемуся, педагогу. |
||
Отношения в процессе педагогического взаимодействия. Гуманное творческое взаимодействие участников воспитательного процесса. Коллектив учреждения образования. Нравственно-психологический климат. |
||
Качество обеспечения процесса воспитания |
Нормативное и методическое обеспечение воспитательного процесса. Наличие концептуальных и программных документов, планов воспитательной работы в учреждении образования. Наличие нормативной и методической базы по организации воспитательной работы и эффективность ее использования. |
|
Обеспеченность кадрами воспитательной работы. Уровень профессиональной, психолого-педагогической культуры педагогов, знание теорий и концепций воспитания, современных разработок и теоретических установок в области воспитания и др.; профессиональный рост. |
||
Наличие и эффективность использования материально-технической базы воспитательной работы (помещения для клубов, кружков, комнаты ученического самоуправления, общественных организаций, спортзалы, бассейны, компьютерные классы и т.д.). Обеспеченность техническими средствами. Состояние библиотечного фонда. |
||
Информационное обеспечение процесса воспитания. |
Оценка показателей уровня воспитанности учащихся может быть выражена следующими индикаторами: 1. Показатель не обнаружен. 2. Показатель недостаточно выражен. 3. Показатель выражен. 4. Показатель ярко выражен.
Уровень воспитанности определяется классными руководителями с привлечением педагогов-психологов и педагогов социальных сначала применительно к каждому конкретному учащемуся, затем на уровне класса. Результаты обобщаются на уровне учреждения образования.
Показателем качества воспитательной системы учреждения образования служит ее способность с учетом предоставляемых возможностей обеспечивать удовлетворение потребностей всех субъектов процесса воспитания, создавая соответствующую мотивацию их активной деятельности.
Оценка показателей качества воспитательной системы учреждений образования и условий организации воспитания может осуществляться по десятибалльной шкале.
Оценка показателя. |
Количество баллов |
Информация отсутствует. |
0 |
Неудовлетворительное состояние. Работа не ведется. |
1 |
Очень низкая оценка. Работа ведется недостаточно. |
2 |
Низкая оценка. Работа ведется на очень низком уровне. Очень много существенных недочетов. |
3 |
Удовлетворительная оценка. Существенные недостатки в работе. |
4 |
Средняя оценка. Работа ведется на относительно приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки. |
5 |
Средняя оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки несущественны. |
6 |
Хорошая оценка. Работа ведется на достаточно высоком уровне. Недостатки малочисленны, несущественны и легко исправимы. |
7 |
Достаточно высокая. Практически полностью соответствует предъявляемым требованиям. |
8 |
Высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям. |
9 |
Очень высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям. Рекомендуется использовать опыт для распространения. |
10 |
Качество воспитательной системы оценивается администрацией учреждения общего среднего образования.
Диагностика эффективности и качества воспитания в учреждениях общего среднего образования
Поскольку воспитание как неотъемлемый компонент педагогической деятельности имеет предмет, цели, задачи, содержание, формы, методы и результаты, то его диагностика является составной частью профессиональной деятельности педагога.
Уровень воспитанности определяется с помощью методов диагностики. Сущность диагностирования состоит в том, чтобы обнаружить изменения существенных характеристик личности; увидеть нормы или отклонения в их развитии; определить степень (уровень) развития; проанализировать полученные факты; установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения; выработать план дальнейшей воспитательной работы.
Процедура диагностики воспитанности предполагает следующую последовательность действий:
постановка целей диагностики;
уточнение критериев, показателей воспитанности личности;
отбор и применение методов диагностики;
анализ результатов диагностики;
выделение уровней воспитанности детей;
фиксирование и учет результатов диагностики.
Отбор методов диагностики осуществляется с учетом каждой конкретной ситуации учреждения образования, возраста учащихся и особенностей коллектива класса.
Наиболее информативными являются следующие методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы с учащимися, беседы с педагогами, родителями, анализ результатов деятельности, сочинений, обобщение независимых характеристик, ранжирование, недописанный тезис и др.
В соответствии с целью и задачами диагностики педагог может составить исследовательский комплекс для получения более объективной информации об ученике. Например, сначала используется прием «недописанный тезис», а по его результатам осуществляется ранжирование. Опираясь на информацию, полученную после реализации этих методов, учащимся можно предложить ответить на вопросы анкеты. После анкетирования можно провести уточняющие беседы с отдельными учащимися и учителями.
Одним из условий успешности проведения диагностики в учреждении общего среднего образования является создание атмосферы доверия и доброжелательности.