РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
· Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
· Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
· Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
· Готовясь к занятиям с одаренными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузки одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.
· Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», экспериментированию.
· Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
· Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
· Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
· Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
· Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
· Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
· Должен быть сам в первую очередь нестандартной личностью с выраженным креативным мышлением, ему противопоказано мыслить стандартно, стереотипно, шаблонами. Мышление должно отличаться гибкостью, широким кругом интересов, не говоря о высокоразвитом интеллекте.
· В общении педагог отличается безоценочным принятием ребенка, хорошо ориентируется в его индивидуальных особенностях с целью индивидуализации обучения.
· Педагог должен обладать позитивной Я-концепцией, личность с низкой самооценкой может быть легко поставлена в трудное положение смышленым ребенком, даже если ему всего 4 года.
· Должен уметь рефлексировать свои особенности, быть готовым к самосовершенствованию.