Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Ребёнок с ОПФР и детский коллектив

Дата: 25 апреля 2018 в 11:43
Ребёнок с ОПФР чувствует себя в детском коллективе не всегда комфортно и свободно. Это связано с многими причинами:
Непопулярность ребенка в группе сверстников
Симптом малообщительности
Дефекты операционной стороны игровой деятельности
Искажения в мотивационной сфере ребенка
Комплекс «Золушки»
Открытый конфликт в поведении
Симптом « антилидерства»
Невладение положительными, этически ценными формами общения со сверстниками
Нарушение межличностных взаимодействий детей с ОПФР и без особенностей развития
Нарушение действенного единства группы
Проявления вышеуказанных симптомов наблюдаются в узком круге общения, отсутствии избирательных контактов, неучастии в устойчивых игровых объединениях; в фиксированности позиционной роли «подчиненного» во всех видах совместной деятельности и общения; в неразвитости игровых умений и навыков; в излишней медлительности; в стремлении к неигровой деятельности (рисованию, конструированию, коллекционированию, интерес к животным, растениям) ; в доминировании авторитарных эгоистических тенденций в поведении детей; в отказе себе в достоинствах, равнодушии к себе, неопрятности в одежде, равнодушии к урокам и занятиям, неуверенности в себе, отчужденности; в агрессивности, озлобленности, деструктивности поведения, упрямстве, разрушительстве, обидчивости; в приступах усталости, при которых «отключаются» когнитивные механизмы, управляющие поведением (ребенок ощущает полное и глубокое истощение, теряет способность осмыслять окружающий мир, забывает программу взаимоотношений с другими); в неумении доброжелательно общаться с детьми, в стремлении вывести сверстника из игры при невыполнении какого-либо поручения; в ограничении активности, инициативности; в невладении способами совместной деятельности.
Однако эти негативные проявления в отношениях детей с ОПФР и детского коллектива можно сгладить и даже убрать при правильно построенной работе педагогов и родителей. Необходимо помочь особому ребёнку включиться в жизнь детского коллектива и научить ребёнка взаимодействовать с ним. Это заключается в следующих задачах:
- переориентация недоброжелательного отношения сверстников в детском коллективе к ребёнку с ОПФР путем поддержки , с помощью положительных оценок успехов в различных видах деятельности;
- включение в совместные игры со сверстниками;
- демонстрация приязненных отношений педагога к ребенку с особенностями;
- внимание взрослого к внутренним переживаниям ребенка, умение его выслушать и помочь;
- помощь педагога и родителей ребёнку в осмыслении происходящего с помощью комментирования его действий;
- побуждение ребенка к комментированию действий других детей, ситуаций, конфликтов, возникающих в коллективе, что поможет ребенку накопить положительный социальный опыт;
- ребенка следует включать в общение в условиях спокойного, доброжелательного внимания сверстников, терпения и одобрения всех его попыток к общению, контакту;
- организация сюжетно-ролевых игр, в которых особые дети могут исполнять главные роли;
- поддержка у ребенка позитивного самовосприятия;
- вызывать интерес к играм с импульсивным содержанием, совершенствовать игровые умения, доводить их до автоматизма;
- включение ребенка в социально полезную деятельность. При этом должно присутствовать положительное отношение к ней, закрепление и развитие положительных переживаний, связанных с успехом в общем деле и понимание ребёнком факта, что его деятельность не бесполезна;
- систематичность поручения общественно полезного дела;
- поддержка неэгоистических требований: желание петь, выступать и т.д.
- подчеркивать положительные личностные качества, замечать и оценивать красивую прическу, одежду;
- наглядный показ непривлекательности форм неэтичного поведения в общении, использование с этой целью анализа сказок, рассказов; драматизация произведений, где роль отрицательного героя играет педагог, а роль положительного – ребенок;
- моделирование различных ситуаций взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами;
- чередование обучающих игр-занятий с самостоятельной деятельностью детей;
- ребенка надо успокоить, помочь ему. Сочувствуя страданиям ребенка, разделить его чувство стыда, вины, гнева;
- учить ребенка положительно оценивать сверстника, который интересно и хорошо проявляет себя в деятельности;
- моделировать ситуации для установления контактов с другими детьми, умения войти в игру и деятельность;
- хвалить ребенка, подчеркнув, что его поведение приятно всем и его присутствие для всех желанно;
- формирование интересов к сверстникам, социальной перцепции, направленности на восприятие положительного в людях;
- организация совместных игр, занятий в малых группах, обучение разделению обязанностей, умениям и навыкам совместной деятельности;
- подчёркивание роли ребёнка, его вклада при выполнении общего задания.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.